к примеру, только синастрией (гороскопы партнеров), и т.п.: гадатель работает главным образом с рунами, целитель пользуется интегральной йогой, а маг - церковной атрибутикой.
Такой специалист очень хорошо разбирается в своей узкой дисциплине, с другими же знаком более или менее - в силу, так сказать, производственной необходимости. Однако для работы или, точнее, для уверенности в себе ему, как правило, нужна еще некая идеологическая концепция. Вторая тенденция в том и проявляется, что специалисты-эзотерики ищут себе такую концепцию - и находят ее, но при этом нередко попадают в ловушку.
Мой учитель признался однажды, что всю жизнь мечтал найти книгу, где были бы ответы на все его вопросы, хотя и понимал, конечно, что такой книги быть не может. Что же происходит с нашими специалистами? Не найдя "единой книги, написанной великими мудрецами", большинство из них выбирает себе в качестве концепции что-нибудь из того, что есть. А есть, как мы знаем, буддизм и суфизм, теософия и "христианская наука", и еще множество других идеологических систем, как крупных, так и более мелких, типа учения Зигмунда Фрейда или Сёко Асахара. Да даже усвоенная в институте ядерная физика или высшая математика могут занять в сознании человека место идеологии.
Самое большое заблуждение - уверовать в одно из таких учений, сочтя остальные вредными и ненужными. Для настоящего эзотерика в наследии прошлых эпох не может быть ничего вредного, а тем более ненужного: "Все мне позволительно, но не все полезно", писал все тот же ап. Павел, - "все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною" (1 Кор. 6:12). Если же человек позволяет какому-либо учению "обладать" собою, то это уже не эзотеризм, это религия, то есть добровольное ограничение человеком того уровня обобщений, до которого он мог бы подняться.
Нужно разграничивать религию, философию и эзотерику: Богу - Богово, кесарю - кесарево, а Гермесу - Гермесово.
Некоторым удается избежать этой ловушки: не найдя среди "того, что есть", ничего, удовлетворяющего их полностью, они строят свою собственную теорию. Помните, я говорил как-то (лекция 4), что самый лучший комментарий к древним книгам - ваш собственный? То же относится и к теории, потому что время проходит, знания накапливаются, меняется значение понятий, обогащается набор деталей, хотя картина мiра в принципе остается одною и той же.
Это, кстати, один из важнейших критериев правильности любой эзотерической концепции: если вы, читая книгу, замечаете, что и сами думали так же, только не умели