Het Monster

ТРИНАДЦАТЬ ВРАТ (эзотерика)

Monster. История эзотерических учений.

Лекция 12. XIX век.

XIX век, как считают писательница Татьяна Толстая и многие культурологи, начался Французской революцией и закончился Октябрьской. Из того же будем исходить и мы.

Оставаясь в рамках истории эзотеризма, XIX век можно охарактеризовать как эпоху свободного экспериментирования в области "неведомого" в целом и отдельных оккультных дисциплин в частности. Время тайных обществ и посвящения в рыцарские степени миновало: новые государства и правительства, возникшие в результате побед или поражений Наполеона, запрещали всяческие ложи, ордена и секты. Но тяга к "неведомому", разбуженная дедушками и дядюшками, и сохранившиеся фамильные библиотеки не давали покоя пытливым умам потомков, верившим, что тем и в самом деле удалось открыть истину. Поэтому оккультными изысканиями на свой страх и риск занимались очень многие.

У того же кн. В.Ф. Одоевского (см. предыдущую лекцию) есть рассказ "Сильфида", герой которого открыл было для себя новый мiр благодаря дядюшкиным книгам, да друзья вернули его к бездумной обывательской жизни; у А.И. Куприна есть чудесный рассказ "Звезда Соломона", где дядюшкины книги сделали героя чуть ли не всемогущим, но у него л и ч н о с т и нехватило совладать с этим могуществом...

Рассказ Куприна, кстати, написан эзотерически глубоко и точно. Впрочем, всякий хороший писатель поневоле эзотерик.

Первым таким изыскателем (или, по крайней мере, одним из первых) хронологически можно считать швейцарца Месмера, разрабатывавшего учение о животном магнетизме.

Месмер, Антон Франц (Franz Anton Mesmer, 1733-1815) был врачом и, как сказали бы сегодня, психотерапевтом. Убедившись в существовании особой энергии, выделяемой биологическими объектами, он начал применять ее для лечения больных путем наложения рук или пассов. Потом это показалось ему недостаточным, и он стал погружать больных в гипнотический транс.

Кому-то это помогало, кому-то нет, что не удивительно: не всех людей можно погружать в гипнотическое состояние, и не всем показана биопсихотерапия. Но Месмер, естественно, этого не знал. Поэтому его сеансы в столицах Европы, начинавшиеся как триумф великого целителя, слишком часто заканчивались гибелью пациентов и скандалом. После последнего скандала в Париже, когда ему было уже за 70, он вернулся на родину и умер в нищете и безвестности.

Подробнее о нем см.: Леманн, А. Иллюстрированная история суеверий и волшебства. М., 1900, переизд. Киев, "Украина", 1991; Pайков В. Бум иррациональной психотерапии. "Наука и жизнь",