гадалке не поверили, однако не прошло и десяти лет, как предсказание сбылось.
Позже Наполеон изгнал ее из Франции, как в свое время мадам де Сталь, "за вольнодумство". Тогда она написала "Пророческие воспоминания одной сивиллы о причинах ее ареста", где предсказала смерть Наполеона на острове и реставрацию Бурбонов. Но это сочинение было издано лишь после падения Наполеона.
Мадемуазель Ленорман составила свою систему гадания на 36 картах, с оригинальной символикой и особыми правилами расклада. Хотя писала она много, записей о ее системе не сохранилось, и ее пришлось восстанавливать ученикам и потомкам. Подробнее см., напр.: Het Monster. Гадаем вместе с Марией Ленорман. "Наука и религия" N 1/93; Дюма А. Прорицательница. "Наука и религия" N 5/93.
В целом можно сказать, что XVIII век обозначил новый виток развития религиозной, философской и эзотерической мысли. Идеи и представления, сложившиеся в глубокой древности и возрожденные в начале второй половины эры Рыб, были приведены в соответствие с новым уровнем человеческого сознания вообще и естествознания в частности. Большинство этих идей сохранило свою продуктивность и в наши дни, и даже формулы их выражения, найденные учеными XVIII в., вполне понятны и приемлемы и сегодня.
Хасидизм
Если у нас осталось время, упомянем еще об одном течении, также получившем свое развитие в XVIII в. и сохранившем свое значение и по сей день, однако в христианской Европе мало кому известном, потому что возникло оно в среде евреев и "для евреев": это ХАСИДИЗМ.
В начале XVIII в. в австро-венгерской Украине, в Подолии, жил раввин Израэль Ваал Шем-Тов (ивр. SHEM TOV, "Доброе имя", он же Бешт, 1700-1760). Богатый опыт служения в качестве советчика и помощника людям в их трудных жизненных делах, а также годы изучения книг заставили его сделать два вывода:
1) Каббала - не мистика, недостойная правоверных евреев, а учение, позволяющее человеку познать самого себя и приближающее его к Богу;
2) никакие невзгоды (а невзгод, считая века гонений, у евреев хватало) не извиняют уныния. Унывая, мы радуем Диавола, лишь наша радость радует Всевышнего.
Поэтому, считал р. Бешт, задача истинного хасида (ивр. CHASID, "благочестивый", ср. Хесед - 4-я сфира, "Милосердие", см. лекцию 8) - находить радость внутри бедственной жизни сегодняшнего дня, не откладывая до прихода Мессии. Средством для этого он и считал Каббалу, точнее, ее методы познания Бога.
"Кто живет в радости, выполняет волю Создателя", говорил Шем-Тов. Ср. христианское "не унывайте" (Мф. 6:16) и "делая добро, да не унываем" (из Посланий