сказаться на успехе их эзотерических изысканий. "Реальное поведение братьев-масонов ничуть не соответствовало проповедуемым ими идеалам", - констатирует М. Морамарко.
Хотя отдельные ложи, и особенно российские (первые русские ложи появились в царствование Анны Иоанновны, 1731), очень старались приобщить своих адептов к познанию устройства мiра и помочь им стать "новыми человеками", заботящимися, по словам кн. Владимира Федоровича Одоевского, о том, чтобы на первом месте в помыслах любого человека была полезность его дел для человечества, удавалось это слишком редко.
Нужно, писал кн. Одоевский, чтобы человек в первую очередь думал, какую пользу принесет его труд для человечества, во вторую - о пользе для родного государства, в третью - о пользе для своих друзей и близких, и лишь в последнюю очередь о своей собственной пользе. У нас же, добавлял он печально, дело обстоит как раз наоборот...
В.Ф. Одоевский был прекрасным философом-эзотериком, его труды заслуживают самого пристального внимания (напр.: Одоевский В.Ф. Последний квартет Бетховена. М., 1982).
Чрезмерная политизация масонского движения заставила некоторых приверженцев чисто духовных занятий "отпочковаться" от ордена и основать свои ордена или ложи.
Так, около 1760 года некто "Мартинец де Паскуалис" (Martinez de Pasquallis, т.е. очевидно, Мартинес де Паскальи, а еще точнее, видимо, Мордехай бен Пейсах) основал в Париже и неск. других городах "Братство отборных священнослужителей" (Elus Cohens) c девятистепенной иерархией; старшие три степени были розенкрейцерскими. Это была чисто эзотерическая или, как ее называют в литературе, "магико-теургическая" школа.
Мартинец де Паскуалис, крещеный еврей, основатель духовных школ в Париже (1760), Бордо и Лионе. Составил "Трактат о Pеинтеграции существ в их первоначальных свойствах, качествах и силах, духовных и божественных", посвященный "христианской Каббале", т.е. эзотерически понимаемому христианству.
После смерти основателя (1774) школа начала было приходить в упадок, но эстафету подхватил маркиз де Сен-Мартен, отставной военный, филантроп, мистик и философ-теург, прозванный "Неизвестным философом" (le philosophe inconnu), после чего членов этой школы окончательно стали называть МАРТИНИСТАМИ.
Сен-Мартен, Луи-Клод, маркиз де (Louis Claude de Saint-Martin, 1743-1803): выступал как против "материализма" французских просветителей, так и против косности официального богословия. Переводил на фр. яз. труды Якоба Бёме. Оставил ряд собственных трудов, в т.ч.:
- L'homme de desir. Lyon, 1790;
- Des erreurs et de la verite, ou les Hommes rapplees au