передавая по эстафете свои идеи наиболее верным из адептов, частью же вошло в состав других организаций, предоставлявших своим членам более широкий простор для деятельности.
Первые в XIX в. стали основателями культурно-философских обществ, считавших своей целью благотворительность и врачевание, и действительно достигших в этом больших успехов, особенно в Новом Свете (в Америке), о чем позже. Вторые же слились в первую очередь с масонами, - второй знаменитой эзотерической школой, также манифестировавшейся в XVIII в.
МАСОНСТВО (англ. Free Masonry, фрц. Franc Macons, нем.
Freimaurer - "свободные каменщики") также возводило свою предысторию к глубокой древности.
Посвящаемым в масонские таинства рассказывали легенду о мастере-каменщике Хираме, которого царь Соломон нанял для строительства храма. Все работники делились на три разряда, и у каждого разряда были свои тайные знаки и слова, по которым царь вручал им соответствующую плату. И вот трое низших работников задумали узнать знаки и слова высших, для чего подстерегли Хирама и потребовали раскрыть тайну под угрозой смерти. Хирам отказался и был убит; преступники же были наказаны.
Ритуал посвящения в каждую из степеней представлял собой "театрализованное повторение" эпизодов этой легенды. Приемные залы масонских лож (они назывались "мастерскими") были убраны черным и украшены символами смерти. Посвящаемому наносят символические удары, изображающие раны Хирама. В конце церемонии ему вручаются знаки масонского достоинства, также символизирующие орудия и атрибуты каменщиков, и сообщаются слова и условные знаки, по которым масоны узнают друг друга.
Эта церемония, а также чувства посвящаемого хорошо описаны у Л.Н. Толстого в "Войне и мiре".
В XVIII в. масоны приобрели особенно большую силу и популярность. Начиная с 1722 года их организации, программа которых практически ничем не отличалась от розенкрейцерской, стали набирать силу в Шотландии и Англии, Франции и Испании, Баварии и Пруссии.
В отличие от розенкрейцеров, масоны сразу и довольно быстро разработали сложную систему посвящений ("градусов"), в которой было от трех до тридцати трех различных степеней, каждой из которых соответствовала своя доля информации. Свой "градус", а тем самым и свою степень посвящения в тайны организации каждый масон обязан был хранить в глубокой тайне.
Сколько бы ни было степеней, все они, в сущности, представляют собой градации трех важнейших: ученика, товарища и мастера.
- Ученик "должен почувствовать свою тьму, пороки и научиться