образом, "варварский" эзотеризм мало чем отличался от греческого - если принять поправку в тысячу лет, отделяющие Грецию Пифагора и Платона от эпохи проникновения христианства в отдаленные уголки Европы.
* * *
Het Monster. История эзотерических учений.
Лекция 10. Христианская Европа.
Первые века христианства были эпохой переосмысления древнего наследия. Вопросы космогонии и космологии, взаимодействия человека с мiром божеств и духов, мiра видимого с мiром невидимым пересматривались, так сказать, через призму идей новой эпохи (эры Рыб): Конец света, Спасение, Смерть и воскресение и др.
Впоследствии чуть ли не каждый из этих вопросов положил начало новой теоретической дисциплине. Так возникли: эсхатология
- наука о конце света, сотериология - наука о Спасении, танатология - наука о Смерти и т.п.
Заслуги христиан в этом поначалу не было никакой: просто настала новая эра. Первые христиане были людьми невежественными, поскольку происходили главным образом из самых нищих слоев одного-единственного этноса - палестинских евреев. Такие люди, как ап. Павел, были исключением.
Вначале христианство было по преимуществу христианством ап. Петра, будущего первого римского епископа, который, как известно, был простым рыбаком. Ап. Павел же происходил из богатой и образованной еврейской семьи и был потомственным римским гражданином. Петр считал себя апостолом евреев, Павел же был "апостолом язычников" и проповедовал по всему Средиземноморью. О противоборстве линии Павла и линии Петра см. у Эрнеста Ренана (Ренан Э. Антихрист. СПб., 1915).
Вообще говоря, проповедников и сект тогда было много. Так, "третьей силой" одно время пытался стать Симон Волхв (I в.), человек из Самарии, которого американские проповедники называют "Симон Маг". Крестившись, он просил у апостолов за деньги научить его целительству, но был "обличен" (Деян. 8:9 ff).
Христиане требовали от обращаемых "меньше думать и больше верить" (ср. экстатические Послания Петра в Новом Завете, Credo quia absurdum Тертуллиана). Эллинистическое же окружение первохристиан было гораздо более развитым. Для человека, воспитанного на классической греческой философии, "вера - это низший уровень познания, состояние необразованного ума", - как пишет Александр Хосроев (Хосроев А.Л. Александрийское христианство. М., "Наука",
1991).
Ограничиться одной верой образованным людям было трудно. Тем более, что то время уже существовала масса апокалиптической, эсхатологической и, конечно, герметической литературы. Христиане пытались ее осмыслить, отредактировать