Het Monster

ТРИНАДЦАТЬ ВРАТ (эзотерика)

она коррелирует довольно точно.

Чем объясняется сходство или, точнее, подобие планетных расстояний и музыкальных интервалов, мы уже знаем...

Космос был для пифагорейцев единым живым существом (Платон, "Тимей"), Солнце же, считали они, есть живой огонь и главная движущая сила Космоса (стоик Клеанф, III в. до н.э.). Стоики Хрисипп и Посидоний (II-I вв. до н.э.) учили, что Космос одушевлен и рационален, и что человеческая душа имеет в нем частичку (Ван-дер-Варден Б. Рождение астрономии. М., "Наука", 1991). Душа человека тоже приходит из Космоса и возвращается туда после смерти тела, чтобы возродиться снова (перевоплотиться): эти странствия необходимы душе, чтобы постепенно достичь совершенства.

Перевоплощение (реинкарнация) называлось у греков метемпсихозом (греч. meta-em-psychosis). Считалось, что сам Пифагор помнил свои прежние воплощения.

Кроме того, у греков было первичное представление об астральном теле и даже двойнике: они называли его "образом жизни" (to eidolon tis aionos - "идол Эонов" /!/): "В то время, как тела всех людей подвластны смерти, - писал поэт-пифагореец Пиндар, этот образ остается живым, поскольку он один исходит от богов. Он спит, пока члены тела еще действуют, а тому, кто спит, он во многих сновидениях предзнаменует решения вопросов, благоприятные или скорбные" (цит. по Ван-дер-Вардену). Ср. у бенинцев (лекция 6).

Пифагорейцам удалось и превратить андрогинный квадрат обратно в треугольник - с помощью уже упоминавшейся тетрактиды (греч. tetraktis):

o / \

4 o---o 4

/ \ / \

o---o---o

/ \ / \ / \

o---o---o---o

4

Здесь квадрат снова развертывается в треугольник, и получается фигура, не менее продуктивная, чем Светлый Престол (Мин Тан) китайцев. Вы видите, что из этой фигуры легко выводится и гексаграмма, и десятка (десять точек), и девятка (девять малых треугольников), и дюжина (три стороны по четыре точки на каждой). См. об этом.: Холл, Мэнли П. Энциклопедическое изложение... Новосибирск, 1992 (переводчик называет эту фигуру "тетрактис").

Таковы были в общих чертах эзотерические представления греков. Какой-то цельной системы наподобие современных им индийских или персидских у греков не возникло, хотя связь между ними существовала несомненно (Платон, Аристотель и другие титаны греческой мысли все-таки в гораздо большей мере философы, чем эзотерики). Однако, как писал небезызвестный вам Алексей Федорович Лосев (1893-1988), эзотерические представления греков "оказались чрезвычайно живучими не только в пределах самого античного мiра, но и во всех последующих культурах, вплоть до современных теософии и антропософии"