Het Monster

ТРИНАДЦАТЬ ВРАТ (эзотерика)

она соединяет эти части и сообщает им единодушие, ибо причастна к первопричине. А понятия различия, неравенства, всего, что делимо, изменчиво и бывает то одним, то другим, они называют Двоицею; такова природа Двоицы и во всем, что состоит из частей" (Порфирий).

Еще одним средством познания мiра грекам, как и евреям, служил алфавит (что не удивительно, ибо у них греки его и переняли). Цифры обозначались буквами, из значений букв складывалось значение всего слова и т.д. Все это нам уже знакомо: эти представления и поныне составляют основу нумерологии.

Мiр гармоничен, учили пифагорейцы, "все небо есть гармония и число". Они открыли математическое соотношение музыкальных интервалов (кварта, квинта и т.п.) и связали их со стихиями, геометрическими телами и планетными сферами, которых насчитывали десять.

Так сложилось понятие "гармонии сфер" (слова-то опять греческие): пифагорейцы считали, что каждая планетная сфера издает свою музыкальную ноту, в результате чего получается мiровая музыка (музыка сфер). Считалось, что услышать ее могут лишь посвященные, а чувство гармонии в человеке, его "индивидуальная нота" есть отражение ее космического прототипа.

Подробнее об этом см., напр: Холл, Мэнли П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск, 1992.

Этим соотношением в последующие века интересовались и интересуются очень многие, от Иоганна Кеплера (1571-1630) до нашего современника Олега Никанкина ("Астролог" N 5/1994), стремясь то уточнить планетные расстояния путем расчета звуковых частот гаммы, то создать "музыкальную астрологию" путем привязки элементов гороскопа к нотам, интервалам и другим музыкальным понятиям, то разработать систему "астрологической музыки" (найти для каждого человека свой аккорд или мелодию (ср. Карлхайнц Штокхаузен и его двенадцать пьес для каждого из зодиакальных архетипов)...

Пифагорейцы, кстати, лечили музыкой: "...песнями, напевами и лирной игрой он /Пифагор/ унимал и душевные недуги и телесные" (Порфирий).

В 1772 году, через сто пятьдесят лет после смерти Кеплера, немецкий астроном Иоганн-Эрнст Боде на основе своих наблюдений и расчетов сформулировал закон планетных расстояний, согласно которому расстояние каждой следующей планеты от Солнца увеличивается в определенной пропорции. Эта пропорция, естественно, не совпадала с пифагорейской (т.к. они считали в геоцентрической системе), но очень ее напоминала. С современными же данными о планетных расстояниях