и 12 знаками Зодиака, как Эона и Митру.
Из Воды и Земли родилось нечто Третье, и "это был Змей с головами быка и льва, между которыми было лицо бога. Имя его было Хронос Агераос (Нестареющее Время)" - уже знакомый нам сатурнический образ. А сопровождали его Ананке-Судьба и Адрастея-Мстительница.
Но особенно орфики почитали Диониса.
Образ Диониса, связанный с культом плодородия, очень сложен. Прежде всего Дионисов было два, позже слившихся воедино: 1) всем известный Дионис-Вакх, покровитель виноделия, но он же и демон Азазел, и 2) гораздо более древний Дионис-Загрей, великий охотник, сын Змея. Если первый в конце попал на Олимп, то второй погиб примерно так же, как Орфей, и в своих мистериях орфики, конечно, больше имели в виду второго.
О том, как благостный демон (ангел) Азазел захотел стать божеством, рассказывается в апокрифической книге Еноха. Азазел научил мужчин делать мечи, ножи, щиты, а женщин - зеркала и браслеты. Таким образом Дионис-Вакх, хоть и косвенно, оказывается очередным "культуртрегером", родственным тому же Еноху, Оанну или самому Гермесу Трисмегисту.
Дионис-Загрей же, помимо прочего, был сыном Персефоны, богини Подземного царства, нашедшей способ преодолевать порог смерти (ср. о рыбе, преодолевающей очередной порог, у суринамцев, лекция 6): так в одном образе слились категории рождения, плодородия и смерти.
В целом Дионис стал символом освобождения от оков Закона (своеобразный анти-сатурнический бунт), от преграды, отделяющей человеческое "Я" от окружающего его мiра (ср. араб. хаджаб, лекция
8). Это - чувство, интуиция, эмоция в чистом виде, слияние духа и тела, путь к обожению через расслабление, "групповая терапия", восточный путь единения с Абсолютом (объ-единение, ср. solidaire у Камю). Вот чему учили своих адептов орфики. Заметим, что они, разумеется, считали Диониса богом, но у нас с вами речь давно уже идет о культурном архетипе Диониса. В этом смысле "путь Диониса" можно описать как освобождение от Сатурна через Венеру и Юпитер (или, в новейшей традиции, Плутон).
Как писал Владимир Шмаков, это "экстаз, и он уносит душу на крыльях сладостного безумия в причудливые чертоги Любви, где в миг высочайшего напряжения... она одновременно испивает и кубок Смерти, сгорает в этих пламенных объятиях" (Шмаков В. Основы пневматологии. Киев, "София", 1994).
Но был и другой путь к обожению, тоже хорошо известный грекам. Его связывают с образом Аполлона, солнечного бога. Но это не Солнце-Митра, жизнедатель для всех, а Солнце-Аполлион, губитель, только уже не для всех,