Ле - Цзы

Небесная Доля

что я смогу вовремя рассказать тебе об этом! Человек,

не ве­дающий долга, но живущий только для того, чтобы есть, ничем не лучше собаки

или курицы.

Они

скрещивают рога в поединке за пищу, и победитель устанавливает правила: такие

ничем не лучше диких зве­рей и птиц.

Если

ты ленив, как пес или курица, или дик, как зверь или птица, то тебя никто не

будет уважать. А если никто не будет тебя уважать, опасности и унижения будут

преследо­вать тебя.

Ле-цзы

сказал:

“Тот, кто молод

и красив, — горд. Тот, кто полон сил, — несдержан. С такими нельзя говорить

о Пути. С людьми, еще не имеющими седины в волосах, нельзя толковать о Пути,

и они отклонятся от Пути еще больше, если попы­таются осуществить его. Тому,

кто горд и несдержан, никто не скажет правды, а если человеку никто не говорит

прав­ды, он живет одиноким и не имеет помощников.

Умный

полагается на других, а потому силы его не уменьшаются, когда он достигает старости,

и он не пребы­вает в растерянности, когда знаний его оказывается недо­статочно.

Следовательно, секрет мудрого правления со­стоит в том, чтобы признавать ум

других, а не быть умным самому”.

Ле-цзы жил

в большой нужде и голодал. Какой-то чело­век сказал об этом советнику чжэнского

царя Цзыяну:

Ле-цзы всем известен как муж, постигший Путь. Если он, живя в вашем царстве,

так нуждается, то не даст ли это повод к разговорам о том, что его государь

не милосерден?

Цзыян

немедленно распорядился щедро одарить Ле-цзы зерном.

Ле-цзы

вышел к гонцу с дарами, дважды ему покло­нился, но подарков не взял. Гонец уехал

ни с чем.

Когда

Ле-цзы вошел обратно в дом, его жена стала бить себя кулаком в грудь и кричать:

Я слышала, что семья мужа, постигшего Путь, жи­вет в почете и довольстве, мы

же живем впроголодь. Вам преподнесли богатые дары, вы же их отвергли — что за

злосчастная судьба!

Но государь не знает меня лично, — ответил Ле-цзы. — Он прислал мне дары потому,

что кто-то хорошо ото­звался обо мне. Если бы кто-то побранил меня, он тоже

поло­жился бы на его слова. Вот почему я не принял подарков.

А

в скором времени люди и вправду восстали и казнили Цзыяна [57].

У жителя Лу

по фамилии Тут и было два сына. Один лю­бил учение, другой — воинское дело.

Тот, кто любил уче­ние, предложил свои услуги правителю Ци, и тот назначил его

наставником принцев. Другой сын отправился в Чу, и тамошний царь поставил его

во главе царского войска. От жалованья сыновей обогатилось все их семейство,

а чи­ны сыновей принесли их родителям всеобщий почет и ува­жение.

У

соседа господина Ши, носившего фамилию Мэн, тоже было два сына, которые были

обучены тому же, но семья Мэн была бедна. Завидуя богатству рода Ши, Мэн стал

рас­спрашивать соседа, каким образом он так быстро разбога­тел, и тот рассказал

ему все без утайки.

Тогда

Мэн послал одного сына в царство Цинь, и тот предложил циньскому царю стать

наставником его де­тей.

Ныне, когда все цари борются за первенство в мире, надобно думать лишь об оружии

и провианте, — сказал царь. — Если я буду управлять государством с помощью советов

ученого, я очень скоро погибну.

С

этими словами циньский царь приказал оскопить при­шельца и отправить его на

родину.

Другой

сын пошел в царство Вэй и представился тамош­нему царю как искусный полководец.

Мое царство слабое, окруженное со всех сторон силь­ными соседями, — сказал вэйский

царь. — Большим госу­дарствам я служу, маленькие государства я оберегаю от набегов.

Если я буду полагаться на военную силу, мне не миновать разорения и гибели.

Однако же если я отпущу этого человека, он может пойти в другое царство и причи­нить

мне немало вреда.

С

этими словами он велел отрубить пришельцу обе ноги и отправить его обратно в

Лу.

Вернувшись

домой, сыновья Мэна стали бить себя кулаками в грудь и бранить господина Ши.

Тогда Ши им ска­зал:

Выберешь нужное время — и добьешься успеха. Упустишь нужное время — и потерпишь

неудачу.

Вы действовали

так же, как и мы, но мы добились успе­ха, а вы потерпели неудачу. Так получилось

не потому, что вы делали что-то неправильно, а потому, что вы делали это в неподходящее

время. Не бывает правила, которое всегда приносит успех, и не бывает действия,

которое всегда при­носит неудачу. То, что годилось вчера, сегодня, возможно,

следует отбросить, а то, что мы отбросили сегодня,