Ле - Цзы

Небесная Доля

и женщины общаются свободно, без сватов и

свадеб­ных подарков. Живя у воды, они не имеют надобности па­хать землю и сеять,

ткать и носить одежды, ибо воздух там всегда теплый. Они живут по сто лет, никогда

не болея и не умирая преждевременно. А потому люди размножают­ся там в изобилии,

живя в счастье и веселье, не ведая дряхлости и старости, печалей и горя. По

природе своей они любят музыку и, взявшись за руки, поют по очереди день напролет,

не прерываясь. Когда же проголодаются и устанут, пьют из Божественного Источника,

и силы их тотчас же восстанавливаются. А если выпьют слишком много, то пьянеют

и лишь спустя десять дней приходят в себя. Стоит им искупаться в этом Божественном

Источ­нике — и кожа их становится свежей и гладкой, и она

исто­чает благоухание целых десять дней.

Странствуя

на Севере, чжоуский царь My побывал в этом царстве и на три года забыл о возвращении.

Когда же он вернулся в свой дворец, то все время тосковал об этой стране, а

потому стал раздражительным и забывчи­вым, не ел мяса и не пил вина, не призывал

к себе налож­ниц и пришел в себя лишь через несколько месяцев.

Гуань

Чжун уговаривал циского царя Хуань-гуна во время путешествия в Ляокоу посетить

и то царство. Он уже почти убедил царя, но тут вставил свое слово Си Пэн.

Как можно слушаться почтенного Чжуна? — сказал Си Пэн. — Ведь вам придется оставить

обширное и цвету­щее царство Ци, прекрасные горы и реки, пышные рощи, благочестивые

обряды и празднества, изящные одежды и головные уборы, прелестных наложниц и

преданных совет­ников! Скажите слово — и миллионы воинов предстанут перед вами.

Махните рукой — и прочие царства падут к вашим ногам. Для чего вам мечтать о

какой-то другой стра­не, уходить от алтарей предков и селиться среди варваров?

Да почтенный Чжун совсем ума лишился!

И

Хуань-гун раздумал ехать, а слова Си Пэна передал Гуань Чжуну.

Си Пэну этого, конечно, не понять, — ответил Гуань Чжун. — Боюсь, нам никогда

и не найти дорогу в ту страну. Но зачем так радеть о богатствах Ци? Зачем обращать

вни­мание на слова Си Пэна?

Люди южных

стран бреют головы и ходят нагими. Люди северных стран носят на голове повязки

и одеваются в ме­ха. Люди Срединных царств носят шапки и халаты. Все, что производится

во всех Девяти областях землепашцами или торговцами, охотниками или рыболовами,

все меха для зимы и холсты для лета, все лодки для воды и повозки для суши добыты

без слов, в соответствии с естественными по­требностями.

К востоку от

царства Юэ лежит страна Чжэму. Когда там рождается первый ребенок, его тут же

съедают, говоря, что это сделает плодовитой его мать. А когда умирает дед, они

уносят на спине бабку, говоря: “С женой духа нельзя жить в одном доме”. К югу

от Чу лежит страна Ицюй. Когда там умирает родитель или родственник, они будут

считать, что не исполнили своего сыновнего долга, если не соберут много хвороста

и не сожгут покойного. И когда дым от костра поднимается к небесам, они говорят,

что дух покойного вознесся на Небо. Существуют государ­ственные законы и народные

обычаи, и удивляться их странности не следует.

Конфуций, странствуя

на востоке, увидел двух мальчи­ков, которые о чем-то спорили, и спросил их,

что было при­чиной их спора. Первый мальчик сказал:

Я считаю, что солнце ближе к людям, когда встает из-за горизонта, и дальше всего,

когда стоит над головой, а он считает, что солнце дальше, когда оно восходит,

и ближе, когда висит над головой. Но ведь когда солнце встает, оно велико, как

балдахин над колесницей, а когда оно стоит над головой, оно лишь с тарелку величиной.

Тут

в разговор вмешался другой мальчик:

Но ведь когда солнце только поднимается из-за гори­зонта, воздух холодный, а

когда оно стоит над головой, от него так и пышет жаром. Разве не означает это,

что оно бли­же к нам днем, а не утром?

Конфуций

не знал, как рассудить их спор, и мальчики посмеялись над ним: “Кто сказал,

что вы многомудрый муж?”

Приведение

к равновесию — высший закон Поднебес­ного мира, и он относится ко всему, что

существует в нем. Что такое равновесие? Натяни волос и прилагай к нему силы

сжатия и растяжения равномерно. Сожми слишком сильно, растяни слишком слабо

— и волос порвется. А если эти силы будут в равновесии, то ничто способное порваться

не порвется [43]. Люди сомневаются в этом, но были и

такие, которые