Ле - Цзы

Небесная Доля

царством.

Она простирает­ся на юг и север от Желтой Реки и на восток и запад от горы Тайшань

более чем на десять тысяч ли. Силы Инь и Ян пребывают в ней в согласии, поэтому

жара и холод равно­мерно сменяют друг друга. Тьма и свет в ней разделяются поровну,

поэтому дни и ночи сменяют друг друга. Среди ее жителей есть и умные, и глупые.

Все существа Земли здесь живут и плодятся, и имеются в наличии все искус­ства

и таланты. Чтобы надзирать за ними, есть правители и чиновники, чтобы поддерживать

их в жизни, есть обычаи и законы. Слова и деяния их невозможно ни пересказать,

ни сосчитать. Они спят и бодрствуют поровну, и они счи­тают, что происходящее

с ними наяву истинно, а происхо­дящее во сне — неистинно.

На

самом севере восточного предела Земли есть страна, которая зовется Фуло. Там

всегда жарко из-за избытка све­та солнца и луны, там не произрастают лучшие

злаки. Тамошние жители питаются кореньями и плодами и не умеют готовить пищу

на огне. От природы они грубые и жестокие, сильные притесняют слабых. Они чтут

лишь победителей и не признают справедливости. Они много бе­гают и редко отдыхают,

всегда бодрствуют и никогда не спят.

Инь в царстве

Чжоу управлял большим хозяйством. Его слуги, спешившие выполнить каждое его

приказание, трудились от зари до зари. Был среди них старый, выбив­шийся из

сил слуга, которому приходилось трудиться сверх меры. Утром он со стоном шел

на работу, вечером, вконец утомившись, крепко засыпал. Погрузившись же в сон,

он каждый раз видел себя правителем царства, вер­шащим дела государства, повелевающим

народом. Он раз­влекался как хотел, проводя время в пирах и прогулках, глядя

на празднества и представления. Его радости не было предела. Когда же он пробуждался,

то снова видел себя жалким прислужником.

Когда

кто-нибудь выражал ему сочувствие, видя, как он мучается, слуга отвечал:

Жизнь человека длится сотню лет, и это время де­лится на дни и ночи. Днем я

простой слуга и жизнь моя тяжела, зато по ночам я живу как царь. На что же мне

жаловаться?

А

владелец хозяйства Инь был вечно занят хлопотами. В заботах о дарованном предками

наследстве он истощал силы тела и души. И каждую ночь, заснув, он видел себя

во сне рабом, которого подгоняют, дают самую грязную работу, ругают и бьют.

Он бредил и стонал во сне и лишь с приходом дня находил отдохновение. Опечаленный

этим, Инь попросил совета у друга, и тот сказал ему:

Имея столь высокий титул и такое богатое наслед­ство, вы намного превосходите

остальных. Когда вы видите себя во сне рабом, которого заставляют без отдыха

трудиться, то это судьба воздает вам то, чего вы лишены. Разве можно иметь все

сразу и во сне, и наяву?

Услышав

совет друга, Инь перестал перегружать рабо­той своих слуг и сократил свои хлопоты.

С тех пор он по­чувствовал облегчение.

В царстве Чжэн

жил человек, который однажды пошел в лес за хворостом и наткнулся на испуганного

оленя. Он ударил оленя и убил его наповал. Опасаясь, что кто-нибудь это заметит,

он спрятал оленя во рву и прикрыл его хво­ростом. Но от радости он даже забыл,

где спрятал добычу, и решил, что все это случилось с ним во сне.

По

дороге он сам себе рассказывал вслух про то, что с ним случилось. Слова его

услышал некий прохожий, ко­торый пошел в указанное им место и обнаружил оленя.

Когда этот прохожий пришел домой, он сказал жене:

Какой-то дровосек во сне убил оленя, но забыл, где спрятал его, а я этого оленя

нашел. Поистине тот человек видел вещий сон!

А может, это тебе приснилось, что тот дровосек убил оленя? — возразила жена,

— Откуда тут взяться дро­восеку? Поскольку ты сам нашел оленя, то не лучше ли

сказать, что это ты видел вещий сон?

К чему разбираться, кому приснился этот сон? Глав­ное, что я добыл оленя!

Дровосек

тем временем вернулся домой, но никак не мог смириться с мыслью, что потерял

убитого им оленя. В ту же ночь он увидел во сне и место, где он спрятал оленя,

и человека, который забрал его. На следующее утро, руководствуясь своим сном,

он разыскал того человека, а потом пошел к судье, требуя, чтобы ему возвратили

оленя. Его отвели к главе судебного ведомства, который рассудил так:

Если ты действительно поймал оленя, тогда ты напрасно называешь это сном. А

если ты убил оленя во сне, то нельзя говорить, что это было в действительности.

Тот человек на самом деле взял