Ле - Цзы

Небесная Доля

кто занят великим делом, не обращает

внимания на мелочи. Тот, кто одерживает большую победу, не имеет маленьких побед”.

Ян

Чжу сказал:

“События глубокой

старины сгинули навсегда. Кто опи­шет их? Деяния Трех Владык — то ли были, то

ли нет. Дея­ния Пяти Царей — то ли явь, то ли сон. Деяния Трех Правителей отчасти

видны, отчасти сокрыты — из сотни тысяч мы едва ли знаем одно. Из событий, происходящих

ныне, можепп. кое-что знать, а запомнить разве что одно из десяти тысяч. А из

событий, случающихся сейчас перед глазами, некоторые мы примечаем, а некоторые

нет, запомнится же из них не более одного на тысячу. Сколько лет минуло с на­чала

времен до сегодняшнего дня — то и сосчитать невоз­можно. Но за триста тысяч

лет, прошедших со времен Фуси, память о достойном и презренном, о красоте и

урод­стве, об успехах и неудачах, о правильном и неправильном меркла и исчезала

неотвратимо — то быстро, то медленно.

Если

мы из-за мимолетной хвалы или хулы обременяем свой дух и тело и стремимся к

славе, которая пережила бы нас на несколько сот лет, то как сможем мы вдохнуть

жизнь в наши иссохшие кости и испытать радость быть живым [53]”.

Ян

Чжу сказал:

“Человек подобен

всем прочим существам, живущим на этой земле, и несет в себе свойства всех пяти

стихий мироздания. Среди всего живого он самый одухотворен­ный. Но его когти

и зубы недостаточно сильны, чтобы его защитить; его кожа недостаточно прочна,

чтобы его обезо­пасить. Он не может бегать так быстро, чтобы спастись бег­ством,

и у него нет ни шерсти, ни перьев, чтобы предохра­нить себя от жары или холода.

Он должен полагаться на вещи вокруг себя, чтобы взращивать свою природу, и он

должен опираться на свой разум, а не силу. Вот почему в разуме самое ценное

— это знание, как сохранить себя, а в силе самое ничтожное — это то, что

она побуждает на­пасть на других.

Своим

телом я не владею, но, коль скоро я рожден, дол­жен хранить его в целости. Вещами

вокруг себя я не вла­дею, но, коль скоро я существую, не могу без них обойтись.

Конечно, я живу благодаря своему телу, но природу свою я взращиваю благодаря

вещам. Хотя я сберегаю свою жизнь в целости, телом я не могу владеть. Хотя я

не могу обойтись без вещей, я не могу владеть вещами. Владеть своим телом, владеть

вещами — значит произвольно при­сваивать себе то, что принадлежит всему Поднебесному

миру. Воистину только мудрый человек и высший человек относятся к своему телу

и к вещам вокруг как к общему достоянию Поднебесной. Вот что называется “вершина

высшего””.

Ян Чжу сказал:

“Люди

не могут найти отдохновения из-за четырех об­стоятельств: первое — долголетие,

второе — слава, третье — должность и четвертое — имущество. Тот, кто владеет

этими четырьмя, боится духов, боится людей, бо­ится власти, боится наказаний.

Такого я зову “бегущим от правды””.

Можно

погибнуть и можно жизнь спасти.

Веление

судьбы — вечно вне нас.

Тот,

кто не идет наперекор судьбе, станет ли мечтать о долгой жизни?

Тот,

кого не смущают награды, станет ли мечтать о славе? Тот, кто не хочет власти,

станет ли мечтать о долж­ности? Тот, кто не хочет богатства, станет ли мечтать

об имуществе? Такого я зову “живущим в согласии с прав­дой ”.

В

целом мире нет ему врагов.

Его

судьба таится в нем самом.

Вот

почему в народе говорят:

“Без

должности чиновной, без семьи

Забудешь

половину всех страстей.

Когда

не думают о пище и одежде,

Путь государя и слуги

не действен более”.

Чжоуская

пословица гласит: “Земледельца оставить без дела — что убить его”. Он считает

естественным и не­изменным уходить в поле утром и возвращаться домой вечером,

он думает, что на свете нет ничего вкуснее бобовой похлебки. Его кожа и плоть

толсты и грубы, жилы у него — твердые и прочные. Если однажды утром уложить

его на мягкие меха за шелковыми занавесями, поднести ему луч­шего зерна и мяса

и сочные мандарины, его разум пому­тится, в теле поднимется жар и его здоровье

придет в расстройство. А если бы цари Сун или Лу поменялись местами с крестьянином

и поработали вместо него в поле, то не прошло бы и часа, как они утомились бы.

Вот почему не­отесанный мужлан называет лучшим в Поднебесном мире то, что ему

самому привычно и ему самому

нравится.

Когда-то

в царстве Сун жил крестьянин. Одевался он в очесы конопли, только чтобы пережить

зиму, а когда вес­ной приходили