выкладок Соловецкого архипелага – “…13 лабиринтов, более 850 валунных насыпей и, возможно, десятки других, достоверно не интерпретированных сооружений”5. На примере этого объекта – святилища Большого Заяцкого острова – мы постараемся не только обобщить материал, отвечающий на три вышеупомянутые вопроса, но и выдвинуть гипотезы, предлагающие возможные пути изучения этих объектов.
КОГДА?
В 30-ых годах XX века были предприняты первые попытки определить возраст святилища Большого Заяцкого острова с помощью археологических методов. Советский археолог А.Я. Брюсов, пытаясь доказать свою гипотезу о лабиринтах как “надмогильных сооружениях”, предпринял раскопки одного из лабиринтов Заяцкого острова. Гипотеза не получила археологического подтверждения. Не законсервированные раскопы А.Я. Брюсова сохранились до нашего времени6.
Датировка всего комплекса святилища Большого Заяцкого острова была определена в процессе раскопок “валунных насыпей”. В 1971 году археолог А.А. Куратов проводил раскопки аналогичных “валунных насыпей” на острове Анзер, того же Соловецкого архипелага. В результате были обнаружены остатки захоронений по обряду трупосожжения: фрагменты пережженных человеческих костей и погребальный инвентарь в виде отщепов и скребков7. Позднее, в период 1992-94 годов сотрудниками Соловецкой археологической экспедиции (САЭ) были раскопаны 15 насыпей, что дало более содержательный материал для определения возможного возраста святилища. В одной из насыпей опять были найдены остатки обряда трупосожжения, в некоторых –останки похоронных жертвоприношений (череп млекопитающего, позвонки домашней коровы), практически под каждой насыпью – сколы, отщепы, нуклеусы, заготовки скребков8.
На основании анализа аналогов погребений на территории Беломорского региона был сделан вывод о “времени функционирования северных лабиринтов: III тысячелетие до нашей эры – первая половина I тысячелетия до нашей эры”9. Этот период можно назвать периодом “расцвета” культуры “северных лабиринтов” в регионе Беломорья.
КТО?
История заселения и использования Соловецкого архипелага насчитывает около семи тысяч лет. Еще до основания знаменитого Соловецкого монастыря в XV веке, острова активно использовались туземным населением беломорского региона. В XII-XIV веках в процессе освоения Соловков активно участвовало как коренное население саамского типа10, так и европеоидные племена летописной “корелы”11. Даже при относительно большой численности памятников саамской культуры на Соловках, доходящей до нескольких десятков, их посещения, судя по всему, “были кратковременными”12.
За полторы тысячи лет до этого времени, на рубеже I тысячелетия до нашей эры, в северо-восточной Европе (регионах Беломорья, Прионежья, Архангельской области) распространены племена финно-угорского типа, пришедшие с юга, с верховьев Волги и Прикамья13. Коренное саамское население этих регионов оттеснено в более северные районы Кольского полуострова и Скандинавии. В это время, собственно, завершается период функционирования святилища “северных лабиринтов” Заяцкого острова. На Большом Заяцком острове, табуированном до этого времени, появляется жилая стоянка14, для древних обитателей Беломорья местность явно теряет статус “священной”.
В период расцвета “северных лабиринтов”, в регионе Беломорья проживают племена, в среде которых процветает морской промысел, озерно-речное рыболовство и, по берегам Белого моря – лесная охота15. Морской промысел и рыболовство развиты у них в большей степени, чему способствовал более теплый климат атлантического и суббореального периодов, повлекший увеличение видов морской фауны в прибрежных водах16. Эти племена, судя по всему, существуют здесь с VI тысячелетия до нашей эры. В это время завершается заселение северо-востока Европы племенами, двигавшимися за отступавшим ледником. Время “послеледникового климатического оптимума” для этих территорий приходится как раз на время начала расцвета культуры “северных лабиринтов” - III тысячелетие до нашей эры.
Эти общности племен северо-востока Европы можно условно отнести к “протосаамским” народам, характерный признак которых – использование округлых жилищ в виде чумов17. На протяжении всего периода своего существования – от VI тысячелетия до нашей эры такие жилища использовались саамскими племенами. Жилища подобного типа указывают, несомненно, на кочевнический образ ведения хозяйства. Племена, аналогичные “протосаамским” по укладу, были распространены по всей территории Севера Европы в период от VI тысячелетия до нашей эры до II тысячелетия