а главное - дельфинов синего цвета. Опять-таки, по верованиям греков, именно эти обитатели моря должны были сопровождать души умерших в подземный мир.
Итак, вопреки категорическому заключению английского археолога Эванса, долгое время считавшемуся бесспорным, ученые пришли к выводу, что в Лабиринте никогда не жили критские цари, а «работали» жрецы. Это был огромный заупокойный храм с внутренними усыпальницами на первом этаже и с бесчисленными алтарями и поминальными комнатами на втором. Он был культовым центром для всего острова, а вовсе не заповедным местом для веселья и оргий критских правителей, и в нем скорбели об умерших. Цари жили в куда более скромных по размерам постройках; занимались спортом, как было принято у греков, военными играми и пиршествами в широких и светлых внутренних двориках.
Лабиринт же с его хитросплетением кривых коридоров, отсутствием больших залов и дворцовых анфилад, помещениями-склепами с их удушающей духотой для всего этого никак не подходил.
То, что Лабиринт был «домом мертвых», объясняет, почему он находился вне стен древнего города, как и полагалось всякому некрополю. Судя по огромному количеству черепков и оставшихся целыми сосудов-ковчегов, на протяжении столетий там нашли вечное упокоение многие и многие тысячи людей.
Правда, это было не совсем обычное кладбище, а заупокойные церемонии на нем отличались такой усложненностью, с какой археологи ранее нигде не встречались. Что касается легендарного царя Миноса, то вполне возможно, что в качестве верховного жреца Крита именно он повелел воздвигнуть Лабиринт и сам посещал его во время похорон знатных покойников, например членов царской семьи.
В кносском некрополе было довольно большое помещение со ступенчатыми трибунами, которое Эванс посчитал придворным театром увеселений. Изображение этого театра позднее обнаружили на одной из фресок. Ничего веселого там нет. На четырехугольной сцене в ритуальных позах стоят четырнадцать жриц, одетых в голубые платья скорби. На трибунах - женщины с белыми лицами, а мужчины - с коричневыми. Очевидно, изображена сцена прощания с умершим, а на трибунах собрались его родственники.
Где-то около 1200 года до н.э. прежний погребальный обряд изменился. Критяне перестали мумифицировать трупы умерших и стали сжигать их на кострах. Сложный обряд почитания тех, кто перешел в загробный мир, сменяется каким-то другим. И кносский Лабиринт постепенно перестает быть культовым центром и начинает приходить в запустение. Находящиеся в нем «ванны»-саркофаги и пифосы-ковчеги подвергаются разграблению. Деревянные колонны сгнивают, потолки обваливаются, развалины заносит пыль, и они быстро зарастают. А неумолимое время столь же быстро стирает память о «доме мертвых» - Лабиринте, поскольку он стал никому не нужен.
И еще один немаловажный момент. При раскопках в других местах археологи установили, что на Крите был свой способ мумификации, отличавшийся от египетского. Жрецы высушивали тела умерших, а затем помещали их в скрюченном виде в глиняные саркофаги и сосуды. Если бы Эванс и его коллеги в первые же дни раскопок обратили внимание на эти необычные ковчеги, то нашли бы остатки мумий. Когда же помещения Лабиринта были освобождены от земли, то хлынувший туда кислород мгновенно превратил тысячелетние останки в пыль.
Ну а как же быть с мифом о страшном чудовище Минотавре, пожиравшем приносимых ему в жертву греческих юношей и девушек? По мнению историков, его происхождение таково. В древности на Крит из Афин на судах приплывали в основном молодые здоровые греки. Кто-то из них по разным причинам умирал на острове, и его тело относили в Лабиринт - обитель мертвых. Откуда, естественно, никто никогда обратно не возвращался...
Древние лабиринты
Их смысл и поныне остается тайной. Лабиринты распространены во всем мире в виде уникальных изображений или сооружений и характерны для всех известных культур.
Наскальные рисунки. Эти два лабиринта были обнаружены неподалеку от корнуоллъского Тинтаджела.
Их желобки, вырезанные под одним и тем же углом, говорят о том, что высечены они железным инструментом, вероятно, в XVI-XVII веках.
Лабиринт-надгробие. Этот надгробный камень установлен в селении Алкборо в память о местном землевладельце,
ухаживавшем за расположенным поблизости средневековым лабиринтом Юлианова беседка.
Воспроизведение спиралей и лабиринтов относится к самым древним творениям человеческих рук, это первые картины, рисующие не события - сцены охоты или битвы, - а идеи. Они появились одновременно в различных частях света,