экспертиза колонн во внутренних двориках показала, что они упали сами по себе и только оттого, что за ними столетиями не было надлежащего ухода. Общий вывод гласил: землетрясения на Крите происходили, но ни одно из них не было настолько сильным, чтобы разрушить Лабиринт.
Затем к расследованию подключились египтологи. Они тоже добавили кое-что новое к загадке кносского дворца. По их авторитетному мнению, его комнаты вовсе не отличались роскошью, поскольку их стены были из обычных стройматериалов того времени, тогда как царские покои в древности непременно отделывались мрамором.
После этого пришла очередь пожара. В свое время версию о нем выдвинули археологи: об этом якобы свидетельствует почерневшая гипсовая штукатурка. Однако ее анализ показал, что пожара в Лабиринте никогда не было. Просто критяне добавляли в гипс битум, который проступал тоненькими жилками и придавал ему вид мрамора. Как говорится, дешево и сердито. Но конечно же, при строительстве царского дворца на такую фальсификацию никто бы не осмелился. Впрочем, главное было в другом. Если битум нагреть, а это неизбежно при пожаре, он быстро выгорит и гипс станет белым. Между тем в гипсовых панелях Лабиринта битум сохранился до наших дней.
Итак, ни землетрясения, ни пожара, которые могли бы превратить его в руины, не было. Тогда что же разрушило огромное загадочное сооружение? И вообще, для чего оно предназначалось?
Масла в огонь разгоревшихся споров подлил профессор кафедры геологии Штутгартского университета Ганс Вундерлих. Работая на Крите, он столкнулся с загадочным фактом. В Лабиринте пороги, ступеньки и полы почти везде, даже в комнатах, считавшихся ваннами и кладовыми, были сделаны из мягкого гипса, который обладал низкой износоустойчивостью. Если бы по нему ходили, он бы быстро растрескался.
Однако гипсовые полы и пороги были целехоньки. Получалось, что в большинство помещений люди вообще не входили и пороги не переступали. И только в коридорах древние строители использовали прочный античный цемент - гашеную известь с добавками.
А тут еще высказали свое недоумение строители. Они обратили внимание на то, что жилые «комнаты» и даже «царские покои» походили на мрачные погреба. В них не было доступа воздуха и света, поскольку окна отсутствовали. Значит, нужно круглые сутки жечь факелы, которые быстро закоптили бы все вокруг. Но вот следов-то копоти и не было.
И потом, в «кладовых» оказались настолько низкие и узкие входы, что в них можно было только протискиваться, да к тому же сильно нагнувшись. А это очень неудобно, если в стоявших там больших глиняных пифосах хранили вино и пищевые припасы. Невероятно, чтобы древние строители не подумали об этом и не исправили ошибку, если даже первоначально допустили ее. Ведь Лабиринт возводили в течение 13 столетий!
Город мертвых
После всего этого на Крит вернулись ученые и занялись скрупулезным изучением загадочных руин. И сразу же начались новые открытия. Так, у глиняных сосудов было слишком широкое для пищевых емкостей горло. А их стенки украшали рисунки змей, бычьих голов и секир. Такие же изображения ученые нашли и на алтарях, которых к тому же оказалось слишком много для дворца.
Тогда археологи вспомнили, что подобные пифосы ранее находили в древнегреческом городе Микены и на островах Эгейского моря. Но там в них обнаружили человеческие кости, то есть сосуды служили для захоронения останков умерших. Может быть, и Лабиринт был не дворцом, а огромным некрополем?
Вскоре эта догадка получила многочисленные подтверждения. Начать с того, что в Лабиринте нашли очень мало обычных вещей, да к тому же слишком разных: например, примитивные бусы и дорогие кубки. То есть такие вещи, какие, по верованиям древних греков, следовало класть вместе с покойниками в могилу.
Немало сказала и настенная роспись Лабиринта. Люди на фресках были изображены не в повседневной одежде, а в синей и голубой - цветах траура у греков. Ни на одной из фресок никто не улыбается, лица у всех подчеркнуто суровы и сдержанны. Некоторые мужчины явно темнокожие. В свое время Эванс принял их за африканских пленников. Но приглядевшись повнимательнее, археологи обнаружили, что лица у них европейские, только цвет кожи темно-коричневый. Между тем в Древней Греции существовал обычай раскрашивать лица темно-красной краской во время похорон и в первые недели после них.
Что же касается «ванных», то они были признаны саркофагами для захоронения знатных покойников, ограбленными еще до нашей эры. Они стояли в комнатах, где стены украшали изображения птиц, рыб,