Л. В. Роджерс

Советы начинающим оккультистам

Если посмотреть на ровный шест, лежащий на отмели

одним концом и в воде — другим концом, то глаз известит нас, что этот прямой

шест согнут в том месте, где он входит в воду. Если два поезда стоят друг против

друга и мы сидим в одном из них, то когда потихоньку приходит в движение чужой

поезд, глаз нам делает должное донесение, что пошел наш собственный поезд. Если

скрестить указательный и средний пальцы и покатать между концами их какой-нибудь

шарик, то чувство осязания ложно доносит нам, что катаются два шарика, а не один.

Можно привести много фактов и случаев в доказательство крайней ненадежности

свидетельств физических чувств. Изучающий оккультизм должен твердо помнить, что

если физические чувства обманывают нас в таких делах, то ещё больше обманывают

они нас в других, важнейших.

Ведь можно же путем представления в уме шаровидности Земли и вращения её вокруг

Солнца совершенно отделаться от того понятия, что Земля неподвижна и плоска, так

что это последнее будет уже казаться неестественным и диким, так же можно

мыслить о переплетенности и взаимопроницаемости различных тел, в коих живёт и

действует человек, пока старая иллюзия не исчезнет и не будет больше беспокоить

его. Физическое тело станет для него действительно только орудием, которым

человек пользуется, ковчегом, который служит ему для передвижения и для общения

с другими в повседневной жизни. Медленно, но верно, этот факт установится в его

сознании и тогда человек сможет сказать, что сделал первый шаг на пути отличия

реального от нереального, существенного, действительного от кажущегося.

ОШИБКИ, КОИХ СЛЕДУЕТ ОСТЕРЕГАТЬСЯ

Когда перед изучающим магию начинает развёртываться вся мощь и красота её

учения, обновляющая жизнь тех, кто следует её правилам, то естественно, что в

нём загорается восторженное желание заинтересовать этим и других, или что

он проникается чувством сильной приверженности к ней. Но в этом направлении

таится незаметная опасность — опасность впадения в догматизм, и как следствие —

заглушение духовного роста. Кто впадает в такую ошибку, тот кладёт конец

собственному прогрессу.

Не следует забывать, что пока кто-нибудь не достиг определенного пункта

человеческой эволюции, Магии для него быть не может, не может быть даже

настолько, чтобы остановить на себе его внимание, и что он поднимется до этого

пункта через какое-либо религиозное или философское течение, откуда, наконец,

выйдет к магии. Поэтому существующие моральные и интеллектуальные движения

разного рода, коими полон мир, могут рассматриваться по отношению к Магии так

же, как подготовительные школы всяких наименований по отношению к университету.

Если бы изучающий оккультизм вздумал утверждать, что следует заменить магией

религии всех наименований, и что Магия есть единственная вещь, требующаяся

для человечества, то это сильно было бы похоже на то, чтобы настаивать на

немедленной же замене всех подготовительных училищ университетами. Одна из

лучших красот Магии есть именно её широта и терпимость; и только тогда

возможен прогресс для приверженцев её, когда они руководятся именно этим духом

терпимости.

Предрасположение к слишком настойчивому спору за хорошие стороны Теософии есть

та самая ошибка, которой нужно обязательно избегать. Нам нужно только наблюдать

за каким-нибудь поклонником той или иной ортодоксальной (правоверной,

православной, древлей и т. п.) религии, когда он брызжет слюной за превосходство

её в пылком споре, чтобы убедиться, как это мало действует на его противника,

столь же твердо убежденного в верховенстве своей веры. Ни тот, ни другой ничему

не научаются, и только обоюдно удивляются, почему другой мешает ему говорить.

Так вот, изучающий оккультизм никогда не должен позволять себе впадать в такое

враждебное расположение ума. Это настроение и закрывает ум для истины.

Отличительной чертой изучающего оккультизм должно быть настроение как раз

обратное этому. Он обязан всегда быть готовым признать истину. Ему следует

всегда ловить и понимать новую мысль, новую точку зрения на тот или иной факт.

Он не должен вести себя, как поборник того или иного определенного учения,

всегда готовый яростно защищать таковое и с подозрением относящийся ко всем

новым идеям или явлениям, ибо первое, что они вызывают в нём — это чувство

страха за излюбленное верование. Первый вопрос должен быть не “поддерживает ли

данная новая идея мою теорию?”, а “правильна ли