около 1600 г. до н.э., очевидно, в столице Крита - Кноссе, в царском дворце. Рисунок этого лабиринта можно обнаружить на критских монетах, датируемых III в. до н.э. Ученые склоняются к тому, что в том помещении с очень извилистыми ходами устраивались ритуальные церемонии, танцы и представления. Сами стены там дышали магией. Путешествие сквозь лабиринт могло принести задуманному делу - успех, засеянному полю - желанный урожай, а бездетной паре - первенца. Возможно, ритуальный танец всякий раз напoминал его зрителям о надежде, об обмане и о просветлении: основных этапах человеческой жизни.
Чтобы представить себе ощущения, которые могли испытывать участники тех древнейших ритуалов, совершим путешествие по лабиринту, устроенному в кносском дворце. Чертеж его известен: коридор семь раз огибал центральную часть лабиринта, описывая окружности все меньшего радиуса, прежде чем путники достигали цели.
Если зайти внутрь лабиринта, сразу замечаешь, к своему удивлению, что середина лабиринта не так далека от входа. Путь к ней не имеет преград. Вопреки расхожему мнению, из древних лабиринтов легко было найти дорогу назад, ибо она - несмотря на сложную, запутанную схему постройки, - оставалось одной-единственной. Лишь в новое время облик этих построек разительно изменился. Их прорезали множество боковых галереек и переходов. Люди путались в круговерти ходов и не могли выбраться наружу.
...Но продолжим путешествие по кносскому лабиринту. Казалось, мы находились близко к его центру, но монотонность пути нарушил резкий поворот. Он увел нас далеко в сторону. За ним следует еще один поворот. Человека охватывает сомнение: 'А сумею ли я добраться до цели?' Он отчаивается, теряется, надеется и идет вперед. Лабиринт привлекал древних, ибо путешествие по нему было полно контрастов. Человек то предвкушал удачу, то утрачивал иллюзии.
Жизнь представлялась древним самым настоящим лабиринтом, в котором к успеху вели лишь окольные пути, а за любой надеждой неизменно следовало крушение. Оставалось лишь идти вперед, превозмогая уныние, и тогда жизнь поворачивалась своей светлой стороной, а лабиринт постепенно приводил к цели.
...Итак, следуем далее: еще один поворот. Все изменилось. Мы приближаемся к центру лабиринта. Но снова нас, будь мы древними критянами, стал бы обволакивать страх. Что ждет в самом сердце тьмы? Когда цель будет достигнута, путники неминуемо встретятся с Минотавром, то есть со смертью. Вот она, мрачная тайна жизни и тайна лабиринта.
...Кольца все теснее стягиваются вокруг нас. Четвертый круг, пятый. Вот и шестой круг миновал. Наши часы пробили. Следующий круг неминуемо приведет к цели - туда, откуда не возвращался никто! Последний поворот и... пустая площадка: здесь прятался Минотавр. Где же он, воплощение зла? И в эту минуту мы понимаем, что именно в нас самих собрано сейчас все необъятное зло. Попав в центр лабиринта, мы исподволь превратились в Минотавра - совершив путешествие на край ночи. Нас со всех сторон окружила тьма. В этой роковой точке жизнь не кончается. Здесь лишь начинается кризис, преодоление. Это - низшая точка человеческого падения. К свету же!
Таким образом, сказание о Тесее, который в критском лабиринте убил чудовище - Минотавра, указывает на характер посвящения в тайну символа лабиринта. Именно в мифе о Тесее и Минотавре мы встречаемся с идеей АРХЕТИПА ЛАБИРИНТА.
Как утверждал великий психоаналитик Карл Густав Юнг, психический мир человека состоит из сознательного и бессознательного. Последнее делится на две части: индивидуальное, состоящее из забытых или вытесненных опытов сознания, и коллективное - включающее схемы инстинктивного поведения, передаваемые по наследству с древнейших времен. Эти (архе-)типичные схемы являются 'землей' для сознания, или 'органами души' (К.Юнг). Они регулируют человеческое поведение и направляют его вопреки воле и разуму. Напрямую осознать архетип человек не может, однако его можно активировать и исследовать. В обычной жизни доступна косвенная информация - сны, искусство и анализ деятельности.
Итак, в этом архетипе можно выделить ЛАБИРИНТ, ГЕРОЯ, ЧУДОВИЩЕ (тень героя), НИТЬ АРИАДНЫ. По сути, ЛАБИРИНТ создан для того, чтобы скрывать чудовище и не позволить ему найти выход. Но и любой человек, войдя в тот лабиринт, не мог найти выход, однако не потому, что имелись какие-то механические препятствия на пути назад. Свойства психики человека запирали его в подземелье. Несчастная жертва блуждала в темных коридорах до тех пор, пока не встречала голодного людоеда Минотавра. Герой Тесей -единственный,