Неизвестен

Карма или закон причин и последствий

наиболее подходящие условия для осуществления

именно той части Кармы, которая выделена из общего итога.

При этом соединяются одновременно такие условия, блягодаря

которым могут проявиться последствия тех из ее созданных че-

ловеком причин, которые не противоречат одна другой, которые

совмещаются между собой.

Причины эти, заложенные человеком в предыдущих воплощени-

ят, определяют:

а) продолжительность его земной жизни;

б) особенности его физической оболочки, ее положительные

и отрицательные свойства;

в) подбор родственников, друзей, врагов и всех, с кем че-

ловек войдет в соприкосновение;

г) общественные условия;

д) строение орудий души: мозга и нервной системы, опреде-

ляющее те пределы, в которых проявятся силы души;

е) соединение всех созданных кармическими причинами ра-

достей и страданий, которые могут быть пережиты человеком в

течении одного и того же воплощения.

Во всем этом для человека нет выбора; выбор его был сде-

лан в прошлом, когда он сеял, теперь остается собрать жатву.

Одно из проявлений зрелой Кармы представляют собой пос-

тупки, которые можно назвать неизбежными. Каждый поступок

есть конечное выражение целого ряда мыслей и желаний. Одно-

родные мысли и желания, группируясь в течение многих вопло-

щений в одно целое, вызывают душевное состояние, которое

можно сравнить с насыщенным раствором в момент кристализации

вещества. Как самой ничтожной частицы вещества достаточно,

чтобы вызвать в насыщенном растворе кристаллизацию, так же

довольно самого легкого воздействия извне или изнутри (одна,

последняя, мысль), чтобы накопившиеся однородные мысли крис-

таллизовались в поступок. Если эти мысли были злые и мсти-

тельные, явится момент, когда при самом легком толчке чело-

век пойдет на преступление. Или наоборот, если ум его был

склонен создавать бескорыстные мысли, направленные на помощь

ближним, настанет момент, когда эти мысли кристаллизуются в

акт героизма. Если при этом человек не успеет обдумать свое-

го поступка, - а это почти неизбежно ввиду преобладания эмо-

ций у современных людей, - будет ли его поступок преступный

или героический, сам человек изумляется, 'не верит себе',

говорит: 'Не понимаю, как мог я это сделать!'. Из этого сле-

дует, что наши скрытые мысли направляют совершенно опреде-

ленно нашу волю, и момент их выполнения - не более как воп-

рос времени.

Но если творец мыслей успел подумать, свобода выбора еще

возможна: он может противоставить закоренелой мысли новую и,

энергично повторяя последнюю, постепенно заменить ею прежнюю

мысль.

В этом явлении мы имеем ключ к разрешению трудной пробле-

мы свободы воли и предопределения. Свободная воля человека и

создает для него те ограничения, которые он называет своей

судьбой. Он ограничивает себя своими же прошлыми мыслями;

неосуществленными возможностями, ошибочными предпочтениями,

неразумными уступками; он связан своими позабытыми желания-

ми, неразумными уступками, скован грехами своих прежних

дней. И все же - он свободен. Он, создавший свое прошлое,

которое держит в оковах его настоящее, может работать и

внутри созданной им же тюрьмы, чтобы обеспечить для себя

свободное будущее. Когда сильный человек узнает, что он сво-

боден, оковы его спадут сами собой. Но для обыкновенного че-

ловека, для которого знание - не ровный могучий свет, а то

вспыхивающая, то погасающая искра, освобождение отодвигается

в далекое будущее; для него прежде всего необходимо сознани-

е, что он страдает в настоящем только потому, что грешил в

прошлом, и что все ограничения, которые связывают его, соз-

даны им же самим.

Между этими двумя полюсами - свободной воли и предопреде-

лением - происходят все сложные сочетания свободы и необхо-

димости, на которых построена вся драма человеческой борьбы.

Создаваемые свободной волей мысли и желания, повторяясь

много раз, становятся привычками; привычки ограничивают волю

и делаются под конец автоматичными. Приходит минута, когда

совесть говорит,