Неизвестен

Карма или закон причин и последствий

природы Богочеловека. Оба пути приводят одина-

ково к цели.

Самоотверженная деятельность без мысли о себе вызывает

внутренний рост человека, бескорыстие очищает его сердце:

таким образом осуществляется двойное условие праведной жиз-

ни - деятельность и отсутствие желаний, которое казалось не-

совместимым.

Бескорыстная деятельность, заменяя наши личные интересы

интересами общего, приведет нас постепенно к отождествлению

нашего 'я' со всеми, и - к освобождению.

Великую помощь на том и другом пути оказывает верное по-

нимание закона Кармы. Знающий закон не говорот о 'доброй

или злой судьбе'; он знает, что Карма являет собой Волю Бога

в действии и что поэтому ни избегать, ни бояться ее не сле-

дует. Если Карма и заставляет нас испытывать боль и страда-

ние, человек, понимающий ее благой смысл, не станет тяго-

титься этим страданием, а примет его спокойно и терпеливо:

он знает, что над ним совершается закон справедливости, ко-

торый требует, чтобы погашено было малейшее зло, причиненное

им самому ничтожному существу, и знает, что, с другой сторо-

ны, ни одно из его добрых усилий не пропадет даром.

Путь очищения от эгоизма носит по-санскритски название

'Карма-Йога', от Карма - деятельность и Йога - единение. ОН

ведет одинаково к очищению сердца, идет ли человек по 'стезе

Мудрости', или по 'стезе Религиозного Чувства', и требует,

чтобы человек охотно выполнял свой долг, в котором выражена

его Карма. Такое спокойное и безропотное выполнение своего

долга, выраженное в бескорыстной деятельности, есть един-

ственный ключ к счастью на земле. Оно успокаивает и укрепля-

ет наш дух, устранняя самую мучительную из всех тревог: мыс-

ль о себе. Только в успокоенном духе раскрывается истина.

Она отражается в его глубине, как небеса отражаются в свет-

лых водах тихого горного озера.



П Р И М Е Ч А Н И Я


1) По учениям индусской религиозной философии, Вселенная

представляет собой разумную деятельность, исходящую из еди-

ного Первоисточника (Parabrahman). Космическая деятельность

выражается движением различной силы и быстроты; проводником

движения служит мировая материя (Mulaprakriti), доступная

несовершенным орудиям нашего сознания только в своих наибо-

лее плотных и грубых соединениях. Вне поля нашего сознания

во всех направлениях - творится непрестанная, невидимая для

нас жизнь; жизнь камня ускользает от нас потому, что прояв-

ления ее слишком медленны для нашего наблюдения, жизнь в не-

видимых мирах - потому, что проявления в этих мирах слишком

тонки и быстры для несовершенных орудий нашего сознания.

2) Hitopadesha.

3) Chandogyopanishad, III, XIV, I.

4) 'Purusha (внутренняя суть человека) обладает природой

желания; каково его желание, таково его намерение; каково

его намерение, такова его деятельность; какова его деятель-

ность, такова его награда... Тот, кто привязан (к колесу

рождений и смертей), приобретает путем деятельности предмет,

к которому его душа - как причина - привязана. Достигнув

последнего последствия (в Swarqa - небе) своей деятельности,

которую он выполнял здесь, он является из того мира опять в

этот мир вследствие своей деятельности. Так тот, кто желает

(переходит из одного мира в другой)... Когда все желания,

живущие в сердце, покинуты навсегда, тогда смертный стано-

вится бессмертным' (Brihadaranyakopanishad, IV, IV, 5-7).

5) Brihadaranyakopanishad, IV, IV, 5-7.

6) Психология Древнего Востока ясно различает бессмертную

индивидуальность человека и его смертную личность. Все лич-

ное умирает вместе с человеком, но весь результат личных пе-

реживаний сохраняется в бессмертной индивидуальности и сос-

тавляет ее неприходящее содержание. Отсюда расширенное соз-

нание человека (в трансе), когда мысль его освобождается и

начинает действовать вне ограничений физического мозга. 'Се-

ял сам человек' - означает его бессмертную индивидуальность,

а не временную личность.

7) Махабхарата.

8) Pravritti Marga.