Неизвестен

Карма или закон причин и последствий

и свою скрытую Карму и уплатить в несколько воплощений

долг, который иначе возвращал бы ее на землю несчетное число

раз.

Вместо того чтобы быть цепями, познанный закон Кармы дает

сильной душе крылья, на которых она может подняться в сферы

безграничной свободы.

Но и для обыкновенного человека нашего времени знание за-

кона Кармы дает такое проникновение в смысл земной жизни и

раскрывает такие необъятные горизонты в грядущее, что оно не

может остаться без сильного влияния на весь строй его жизни.

Необходимо только, чтобы это было настоящее знание, пото-

му что нет ничего вреднее смутного полузнания, ведущего к

искажениям и предрассудкам. Таким искажениям подвергалась и

идея Кармы. На Востоке, в индусских Писаниях (Шастрах), за-

кон Кармы изложен в полноте, но подлинные св. Писания дос-

тупны немногим, а сведения, получавшиеся из третьих рук, по-

нижались постепенно до уровня толпы, и в результате появи-

лось то пассивное настроение Индусов, которое у нас на Запа-

де извесно под именем 'восточного фатализма'.

Но в действительности религиозная философия Древнего Вос-

тока учит совершенно иному. Разъяснения закона Кармы, данные

в виде беседы между Бишмой, учителем Дхармы, и праведным ца-

рем Юдиштирой(7), в которой первый разъясняет царю, как су-

дьба человека образуется из его же прошлых мыслей, желаний и

поступков,- заканчиваются такими словами: деятельность си-

льнее судьбы.

Как же согласить такое утверждение с идеей Кармы? Приняв,

что вся наша судьба складывается из наших же прошлых прояв-

лений, не нужно забывать, что проявления эти бесконечно раз-

нообразны, и что если подвести итоги всему, что мы передума-

ли, перечувствовали и переделали в течение дня, в сумме на-

шей дневной Кармы будет много и дурного, и хорошего; склады-

вая на чашу весов нашей общей Кармы то и другое, увидим, что

часть наших дурных проявлений уравновесится хорошими, и

только тот добавочный вес, который перетянет ту или другую

чашу весов, за нас или против нас, сохранится в летописи на-

шей судьбы, все остальное окажется уже погашенным. Вот поче-

му деятельный человек, который в любую минуту может приба-

вить на чашу весов нечто в свою пользу, имеет гораздо более

шансов изменить свою Карму, чем человек бездеятельный.

Бывают случаи, когда в прошлом скопилось так много дурной

Кармы, что все усилия человека выбраться из полосы бедствий

кажутся с виду безрезультатными. Но это только кажется. Каж-

дое усилие, направленное на то, чтобы побороть свою дурную

Карму, ослабляет силу ее сопротивления. Возьмем в пример де-

нежные неудачи. Карма данного человека требует для него бед-

ности и лишений; он делает усилия, добивается путем напря-

женных трудов благоприятных результатов, но - снова теряет

все приобретенное и опять начинает добиваться своей цели.

Видимые неудачи этого человека могут продолжаться до самой

смерти, но в той невидимой лаборатории, где созидается наше

будущее, его усилия сделали свое, они ослабили силу сопро-

тивления его дурной Кармы, и если он не победил в этом воп-

лощении, он победит в будущем.

То же самое и с пороками, борьба с которыми кажется бе-

зуспешной. Знание Кармы выясняет, что в этой борьбе главное

значение не сколько в видимой победе, сколько в ослаблении

дурной силы, идущей из прошлого. Вот почему никогда не сле-

дуе складывать оружия и говорить: я не могу побороть своей

слабости. Нужно не переставая бороться, потому что с каждым

новым усилием, направленным против дурной привычки, сила ее

подрывается, и в будущем воплощении будет уже нетрудно спра-

вится с ней. Необходимо помнить, что ни одно доброе усилие

человека не проходит даром, каждое погашает частицу его кар-

мического долга.

Другой нежелательный вывод, к которому приходят люди,

плохо усвоившие закон Кармы, выражается в мысли, что 'не

следует помогать страдающему, раз это его Карма и он сам

виноват в ней'. Такой вывод может повести к сухости и бес-

сердечности, и он в самом корне неверен.

Совершенно верно, что