Неизвестен

Карма или закон причин и последствий

мы окружены злом и страданиями вся-

кого рода, которые являются естественным результатом дурной

Кармы людей, но это не причина, чтобы мы не делали усилий

для противодействия этому злу. Дурные мысли и поступки соз-

дают страдания, но зато хорошие мысли и поступки заменяют

страдание счастьем.

Нам совершенно не нужно заботится о выполнении высшего

Правосудия. Оно совершит свой безошибочный суд и без нас;

нам же нужно помнить свой долг, а он предписывает помогать

всем, кто вступает в сферу нашего влияния. Раз человек ста-

новится на нашем пути и мы можем помочь ему, этой возможнос-

тью предъявляется кармический долг, но уже не ему, а нам.

Свой он уплатит страданиями, а наш долг мы уплатим тем, что

поможем ему. Даже с эгоистической точки зрения необходимо

помогать страдающим и находящимся в нужде, потому что, про-

пуская возможность облегчить страдания, можно создать для

себя такую Карму, в состав которой войдет отсутствие помощи

в тяжелый час, когда мы сами будем нуждаться в участии.

Карма не мешает никакому доброму действию, ее законы до-

пускают улучшение нашей собственной участи, а тем более у-

лучшение судьбы наших ближних.



----------------------


Из всего предыдущего возникает неизбежный вопрос: если

душа должна воплощаться до тех пор, пока не выполнит все

свои кармические обязательства, а с другой стороны, пока не

перестанет зарождаться (благодаря постоянно возникающим мыс-

лям и желаниям) новая Карма,- не вытекает ли из этого полная

невозможность освободиться из-под власти Кармы? Не теряется

ли для человека всякая надежда обрести свободу?

Прежде чем ответить на этот вопрос, рассмотрим, из каких

свойств человека сплетается ткань его Кармы.

Главной пружиной, главной побудительной силой, заставляю-

щей человека действовать, следовательно, и создавать свою

Карму, является желание.

Что такое желание? Это - та могучая сила, разлитая во

всей Вселенной, которая проявляется во всех процессах приро-

ды в виде притяжения частиц, без которого на могло бы быть

существования в материи. Без желания не было бы и движения,

следовательно, и развития, а был бы застой. Чтобы расти, не-

обходимо быть деятельным, ибо только деятельность вызывает

проявление всего, что скрыто в сути вещей.

Восточная мудрость признает все значение желания, в кото-

ром для большенства людей и коренится побудительная причина

для деятельности, и для этого большенства убить желание рав-

нялось бы полному отречению от всякой деятельности; и все

же, говоря о 'цепи, привязывающей нас к колесу рождений',

древняя Мудрость указывает на необходимость 'уничтожить же-

лание'. Как же помирить это кажущееся противоречее?

Оно примиряется само собой, если предметом исследования

взять не отдельную жизнь воплощенной личности, а весь путь

развития бессмертной человеческой индивидуальности, прошед-

шей через всю полноту земного опыта. Делая свои выводы,

древняя Мудрость имеет в виду всю эволюцию человека, до кон-

ца. Она ясно различает возраст человеческой души.

На заре своего земного существования человек жадно захва-

тывает для себя все, что может захватить, все, чего желает

его стихийная жажда жизни. С этого начинаются жизненные уро-

ки человека. Он вступил на 'Путь Выступления'(8), как назы-

вают древние индусские учения начало эволюционного пути че-

ловека. На этом начальном пути человек отождествляет себя со

своей внешней формой, со своим телом, и это нужно потому,

что грубые, резкие прикосновения извне необходимы для того,

чтобы разбудить дремлющее сознание человека-младенца, раз-

жечь искру сознания в яркое пламя. Чтобы отчетливо почув-

ствовать свое 'я', чтобы отделить его как центр самосознания

от остальной Вселенной, для этого и нужны те телесные грани-

цы, замыкающие в себе частицу общей жизни, которую мы ущуща-

ем как свою личность. Это ограничение жизни, это вытеснение

ее в узкие грани нашей личности и есть эгоизм. На 'Пути Выс-

тупления' эгоизм необходим: он