Неизвестен

Природа внимания

в

различные образы (ВРИТТИ)' - 'ЙОГА ЧИТТА ВРИТТИ НИРОДХА'. Одного лишь

этого условия, осознанного в совершенстве, достаточно для достижения

цели. И об этом говорится сразу, а далее следуют объяснения, для чего

это нужно и как практически достичь требуемой остановки ума. Автор как

бы предполагает, что для мудрейшего слушателя 'Йога-сутры' все

последующие афоризмы окажутся уже не нужными после знакомства с

первыми двумя. Такой человек сразу постигнет суть йоги. Менее

искушенным ученикам, однако, необходимы наставления целой главы, а

тем, кто только ищет путь или начинает продвигаться - ознакомление с

содержанием последующих трех глав. В них подробно описываются средства

духовной практики (САДХАНА), потенциальные возможности человека

(СИДДХИ) и условия окончательного освобождения (КАЙВАЛЬЯ).

Вторая часть 'Йога-сутры', называемая САДХАНАПАДА, раскрывает

содержание первых пяти ступеней восьмичленной Йоги (АШТАНГАЙОГА).

В этой же главе говорится о природе кармы и об уславливающих ее

пяти КЛЕША (описанных нами выше). Из них АВИДЬЯ (неведенье) признается

первоначальной, порождающей все остальные. 'Слияние зрящего со зримым'

- ложное восприятие и самоотождествление человека ведет его в

круговорот жизни, где 'для распознающего все мучительно, как потому,

что все приносит страдания или своими последствиями, или опасениями

их, или состоянием, которое производит в нем впечатление, так и

вследствие противоборства качеств (ГУН)'. Если ученик или желающий

учиться уже близок к такой степени внутренней чувствительности и

мудрости, при которой во всяком приходящем наслаждении он различает

тень будущих страданий, во всякой удаче слышит намек на поражение и в

общении с самыми близкими по духу людьми ощущает бездну своего

одиночества - значит, он готов оставить все соблазны мира и

переключиться на истинные ценности, составляющие содержание первых

ступеней йоги. Эту 'подготовительную' йогу Патанджали называет

КРИЙЯИОГА - 'Йога действия' и определяет следующим образом:

'Самообузданние, изучение и посвящение плодов труда Богу называется

КРИЙЯИОГА'. В более подробном изложении КРИЙЯИОГА дается в виде двух

ступеней: ЯМА ('ограничение') и НИЯМА ('предписание').

Первая ступень - ЯМА - включает в себя пять следующих заповедей:

1. АХИМСА - ненасилие, непричинение вреда живым существам.

2. САТЬЯ - правдивость.

3. АСТЕЙЯ - отсутствие собственности.

4. АПАРИГРАХА - независимость (букв.: 'непринятие подарков').

5. БРАХМАЧАРЬЯ - 'жизнь' или 'хождение' в БРАХМАНЕ (в Абсолютной

Реальности).

Эти заповеди ни в коем случае не следует понимать в смысле

религиозных запретов, касающихся внешней деятельности человека.

Истинное их значение - создать особый психический настрой, при котором

ученик окажется в состоянии сбросить с себя путы АВИДЬИ. Поскольку

карма человека коренится в теле и подсознании, прорастает сквозь его

ум и чувства и дает плоды в виде предметов внешнего и внутреннего

мира, заповеди ЯМЫ и НИЯМЫ следует прорабатывать на всех этих уровнях

- в мыслях, речи, чувствах и действиях. При этом основное, к чему надо

стремиться, - это достижение созерцательного, отрешенного, внутренне

свободного состояния при любых видах внешней деятельности. Тогда

прекращается накопление кармы и жизнь 'проясняется', давая ученику все

больше и больше возможностей для духовной практики (САДХАНА). Любые

неприятности, приходящие как следствие созревания прошлой кармы, нужно

принимать с мужественным спокойствием, смирением и благодарностью за

науку. Это ослабляет их действия и предотвращает возникновение их в

будущем. 'Несчастье, еще не наступившее, должно быть устраняемо' -

говорит Патанджали. Проходя практику КРИЙЯЙОГИ ученик постепенно

осознает, что не он (в смысле истинного 'Я') является деятелем, а его

природа, движимая соответствующими силами. Тогда он готов отказаться

от всех плодов своих 'добрых' и 'злых' деяний, отдав ИШВАРЕ (Единому

Богу)