Неизвестен

Природа внимания

/>

5. ИШВАРАПРАНИДХАНА - восприятие всего как ИШВАРЫ (НИДХАНА -

'прекращение', 'исчезновение', т.е. имеется в виду как бы

'исчезновение всего в ИШВАРЕ'). Это восприятие мира иллюстрируется

мантрой ВАСУДЭВА САРВАМ ИТИ - 'все - Бог - есть все' ('все - Бог' в

смысле Всеобщего, Единого бога, тождественного Абсолютной Реальности).

Пути НИЯМЫ естественно вытекают из главного принципа

ИШВАРАПРАНИДХАНА и служат его реализации. При этом внутреннее

состояние ученика и характер его восприятия жизни имеют большее

значение, чем соблюдение внешних форм и ритуалов, хотя без последних

бывает трудно обойтись, особенно на начальном этапе обучения.

ШАУЧА предполагает не только соблюдение чистоты тела и организма

и выполнение очистительных процедур, но и оставление позади всякой

брезгливости, презрения и нетерпимости к тому, что люди обычно считают

'грязным' в моральном или физическом значении этого слова. При

поверхностном понимании чистоты как неприкосновенности или

стерильности возникает отвращение к 'грязи' - всему неприятному или

кажущемуся таковым в силу воспитания и привычек человека. Такое

отвращение не освобождает, а, наоборот, сильнее связывает душу,

усложняя ее кармические путы. Ученик, находящийся в состоянии ШАУЧА,

одинаково относится к тому, что другим людям кажется чистым и

нечистым, он не стремится отгородить себя от нежелательных влияний, не

питая иллюзии своей исключительности или отдельность от природы.

Однако, при этом он не пренебрегает своим здоровьем и старается делать

все необходимое для поддержания тела в относительно чистом состоянии.

Внутренняя же чистота достигается осознанием трансцендентности духа по

отношению к миру проявленных форм. 'Как водой не смачиваема водяная

птица, так средь существ пребывает совершенно познавший'

('Мокшадхарма').

САНТОША освобождает человека из плена иллюзий, созданных его

амбициозностью, мнительностью, сентиментальностью и другими

неестественными проявлениями психики. САНТОША - значит способность

жить счастливым настоящим, а не прошлым или будущим, прошедшего сквозь

многие круговороты счастья-несчастья. 'Нет счастья в малом, только

бесконечное - счастье' (Упанишады).

ТАПАС - аскеза, но не в смысле 'умерщвления плоти', а как путь

возвышения духа и воспламенения стремления к освобождению. ТАПАС может

включать:

- ограничение деятельности ума и речи практикой внутреннего и

внешнего безмолвия или регулярного повторения мантр;

- голодание для очищения и развития воли;

- принятие обетов, связанных с бескорыстной, альтруистической

деятельностью;

- ограничение общения с людьми для уединенной духовной практики

выработки внутренней независимости и самодостаточности;

- сознательное прохождение неприятных (физически или морально)

ситуаций с целью освобождения от излишней самости и гордыни.

Высшей формой аскезы считается отречение, смирение и прохождение

состояний, связанных с восприятием великой пустоты (МАХАВИДЕХА).

Наиболее ценно для духовной практики умение сочетать такие состояния с

нормальной жизнью в социуме.

СВАДХЬЯЯ - способность все происходящее в жизни воспринимать как

науку и во всех ситуациях ощущать себя учеником в огромной школе,

которой является весь мир. Совершенный СВАДХЬЯЯ - не имеет врагов,

никого не критикует и ничто не осуждает.Такому человеку легче всех

найти Учителя.

ИШВАРАПРАНИДХАНА - высочайший идеал из всех, доступных нашей

мысли. Патанджали говорит о том, что совершенной ИШВАРАПРАНИДХАНЫ

достаточно для достижения Самадхи. Каждый человек в любое мгновение

может стремиться к осознанию божественности всего сущего, к ощущению

божественного присутствия, силы и любви в каждой частичке бытия, и это

стремление - самое высокое и благородное из всех человеческих

стремлений. ИШВАРАПРАНИДХАНА - мощнейший импульс, полностью

преобразующий карму ученика.

'Йога-сутра' показывает,