Неизвестен

Природа внимания

какие перемены происходят в жизни йога,

достигающего совершенства в каждом из принципов ЯМЫ и НИЯМЫ. В

присутствии утвержденного в АХИМСЕ прекращается всякая вражда других

существ; правдивость сообщает слову ученика необыкновенную силу и дает

возможность вкушать плоды дел без их совершения; отказ от

собственности может сделать человека богатым (хотя зачем ему тогда

богатство?); БРАХМАЧАРЬЯ открывает беспредельный источник энергии;

АПАРИГРАХА позволяет вспомнить прошлые жизни. ШАУЧА освобождает от

всех видов телесной привязанности, ведет к саттвическому состоянию,

сосредоточенности, возвышению над чувственностью и к способности

самопознания. САНТОША дарит человеку высшее счастье, не нарушаемое

никакими событиями и переменами. ТАПАС изощряет органы чувств и

открывает путь к развитию СИДДХ и сверхчувственному восприятию

Божества. ИШВАРАПРАНИДХАНА приводит к Самадхи.

Практикующий КРИЙЯ ЙОГУ ученик постепенно становится как бы живым

потоком, свободно несущим на своих волнах все, что дарит жизнь, и с

легкостью проходящим по любым путям. Так достигается способность к

внутренней релаксации (расслаблению) и закладывается фундамент,

опираясь на который, ученик может оказывать помощь другим людям, внося

в их существование силу духа, любви и знания. Одно лишь присутствие

такого человека производит на огромные массы людей несравненно большее

благотворное влияние, чем сотни лекций или проповедей,

ограничивающихся только теоретическим просвещением.

Следующая, третья ступень восьмичленной йоги называется АСАНА.

Патанджали характеризует ее кратко: 'Положение тела есть то, которое

твердо и приятно. (Оно достигается) путем легкого усилия и размышления

о Беспредельном. Когда овладели сидением (асаной), противоположности

перестают мешать'.

Здесь дается ключ к правильной работе над физическим телом не

только в классических йоговских асанах. Рекомендации 'Йога-сутры'

можно распространить на все виды физической деятельности человека.

Тогда все, что мы совершаем, становится постоянным упражнением,

направленным на освобождение нашего духа от уз жары и холода, боли и

других видов дискомфорта, обобщенно обозначенных Патанджали словом

'противоположности'.

'Когда люди свернут пространство, словно кожу... наступит конец

их страданию' (Упанишады). Все, что мы воспринимаем как внешний,

окружающий нас мир, все, к чему тянутся наши чувства, побуждаемые

нескончаемой жаждой удовольствий и отвращением от неприятностей, все,

чего боится наш ум с его мнительностью и безудержной фантазией - все

это только 'кожа', поверхность, за которой скрывается неведомая нам

глубина. Развертка этой поверхности осуществляется нашим несовершенным

сознанием до тех пор, пока человеку есть чему учиться в этом

преходящем мире. Но подобно тому, как гаснет изображение на

киноэкране, как исчезает призрачный мир сновидений - совершенно так же

'сворачивается' все существующее для йога, достигающего освобождения.

Когда человек становится всем, для него уже не может быть ничего

отдельного. 'Как реки текут и исчезают в море, теряя имя и образ, так

знающий, освободившись от имени и образа, восходит к божественному

Пуруше, выше высокого' (Упанишады). Достичь такого состояния и

утвердиться в нем очень трудно, но каждый способен представлять себе

бесконечное в доступных ему образах и уподоблениях. Сочетание такой

медитации с физической практикой ведет к достижению легкости и

неустанности во всех работах, а также ослабляет влияние на человека

отрицательных внешних факторов, действительное ли это влияние или же

только кажущееся (как бывает в большинстве случаев).

Подходя к любым упражнениям в духе 'Йога-сутры', ученик делает

эти упражнения йоговскими независимо от того, представляют ли они

собой классические асаны, подвижную гимнастику или набор произвольных,

свободно текущих перемен позиции тела. Комплексы пранаям и асан хороши

и незаменимы на начальных стадиях