Неизвестен

Природа внимания

/>

тоже в какой-то степени условны, так как на самом деле сознание едино,

а расслоение внимания является признаком нашего несовершенства.

'Бессознательного не бывает' (Мокшадхарма, 184). Нужно помнить, что

наше внимание, направляемое на физические, чувственные, ментальные или

сверхсознательные объекты, всегда остается одним и тем же. Мы говорили

о его разделении только для того, чтобы дать ученикам возможность

воспринять всю полноту и глубину внимания. Не зная этого, люди часто

впадают в иллюзию собранности внимания, совершенно не представляя

себе, что такое настоящая сосредоточенность. Отсюда многие

разочарования по поводу практики асан и пранаям: ведь в этих

упражнениях одним из основных элементов является сосредоточение

внимания. Понятно, что поверхностная концентрация внимания, когда

одновременно с объектом наблюдения внимание воспринимает многое другое

в разных своих областях и на самом деле рассеивается, такая

концентрация подобна попытке вычерпать воду решетом. Настоящая

собранность внимания на одном предмете (внутри или снаружи) называется

ДХАРАНА и представляет собой высокую ступень йогического совершенства.

'Один человек, изготовляя стрелы, так мыслью был привязан к стрелам,

что не заметил проходившего рядом раджу' (Мокшадхарма, 178). Вот один

из критериев настоящей сосредоточенности. Интересно, что такое

состояние часто случается с людьми помимо их воли, но мало кто

обращает на это внимание. Способность к дхаране дана каждому человеку,

но развита и реализована у всех в разной мере. Занимаясь йоговской

практикой, лучше всего вырабатывать эту способность одновременно с

другими качествами, чтобы развитие было гармоничным. Тогда все будет

легче и естественней. Истинное самообладание приходит к человеку

только с достижением жизненной мудрости и духовной зрелости. 'Покинув

правду и кривду, страх и бесстрашие, скорбь и радость, от

приятного-неприятного полностью отрешась, он в самом себе полностью

умиротворился'. (Мокшадхарма, 1 75). Известно, что внимание человека

зависит от его дыхания, от состояния внутренних органов, от общего

самочувствия, нервной возбужденности, тонуса сосудов и многих других

причин. Все факторы, управляющие вниманием как бы изнутри

человеческого организма, обычно располагаются в подсознательной

области внимания. Поскольку влияние этих причин зачастую сильнее, чем

действие сознательных побуждений, ума, люди во многих случаях

поступают как автоматы своего тела и связанных с ним психических

процессов. Когда человек становится йогом, его уже не устраивают

многие такие привычки, поскольку они нарушают требования суперэго

ученика, желающего следовать своим внутренним идеалам. Начинается

борьба между импульсами сверхсознательной и подсознательной сфер,

полем которой является сознательная область ума. Такой борьбе

сопутствуют мучения совести, раскаяние, сожаление о прошлом, чувство

подавленности, внутреннего бессилия, несостоятельности, - и, с другой

стороны, периодически возникающие страстные порывы к самообузданию,

самосовершенствованию и изменению своего характера. Многие люди ведут

такую борьбу годами без какой-либо надежды прийти к настоящему

просветлению и покою.

Чтобы не быть зацикленным на самом себе, нужно понять смысл всех

взаимодействий, протекающих в разных слоях психики. Это напоминает

игру в шахматы с самим собой, когда игрок поочередно играет черными и

белыми. Так же возникает и иллюзия внутренней борьбы между разными

личностями или 'голосами' одного человека. Привязываясь к ожиданию

победы и даже достигая ее, мы тем самым неизбежно приходим к

поражению. Это все продолжается до тех пор, пока не приходит время

осознать, что настоящий смысл борьбы не в ней самой и не в ее видимых

снаружи результатах. Суть заключается в обучении, и человек, постигший

это, может проходить науку мирным путем и во много раз быстрее.

Как учиться сознательно? Прежде всего,