Неизвестен

Природа внимания

Природа внимания

Природа внимания


Мы часто пользуемся понятием 'внимание'. Когда говорится:

'обратите внимание, будьте внимательны, сосредоточьте внимание', или

же просто 'внимание!', мы автоматически совершаем определенное

внутреннее действие, к которому приспособились еще с самого раннего

детства, научившись выделять предметы как таковые из общей массы

непонятных форм и очертаний.

Люди управляют вниманием по-разному. Это зависит от их характера,

врожденной натуры и воспитания человека. Некоторым легче держать в

поле своего внимания какие-нибудь конкретные вещи. Такие люди хорошо

запоминают множество вещей и человеческих лиц с их индивидуальными

признаками, но впадают в затруднение, когда требуется обобщить

что-либо или заглянуть в глубину, скрывающуюся за внешними различиями.

Другие, наоборот, легко абстрагируют факты и вникают в суть вещей, но

часто при встрече не могут узнать своих давних приятелей, с которыми

не виделись некоторое время. Здесь описаны крайности. На самом деле

каждый человек совмещает в себе то и другое в определенном

соотношении.

Мы не случайно упоминаем о существовании в человеческом уме

представлений конкретных и общих, ведь те и другие образуют один из

планов, на которые распространяется наше внимание. Еще оно способно

переходить от большого к малому, от удаленного к близкому, от внешнего

к внутреннему, от неприятного к приятному, от неизвестного к

известному, и т.д. как в прямом, так и в обратном направлениях. Полем

проявления человеческого внимания является вся природа вещей, в своей

глубинной первооснове единая и неделимая. Поэтому одной из высших форм

внимания является восприятие недифференцированной реальности, самого

по себе бытия или не-бытия, взятого без различий форм, предметов и

других вещей. Это состояние внимания является одной из целей йоговской

практики и обозначается в 'Йога-сутре' Патанджали как МАХА ВИДЕХА

(великая бестелесность или пустота). Мы можем легко вообразить себе

эту пустоту, но достичь ее во много раз труднее. В известном смысле

именно к этому состоянию ведет нас жизненный опыт, дающий возможность

пройти сквозь бесчисленные перемены объектов нашего внимания, чтобы

когда-нибудь предельное накопление множественности наконец

'вытолкнуло' нас к единству.

Как же ускорить усвоение той науки, за которую мы обычно говорим

'спасибо'? Помогает практика самоанализа и внутреннего самоосознания.

Разберем один из ее аспектов: анализ природы, свойств и движения

нашего внимания. Как вы думаете, где сейчас находится ваше внимание и

что является его предметом? Остановитесь, скажите себе 'стоп',

сосредоточьтесь и попробуйте это определить. Получилось? Теперь, если

не трудно, возьмите бумагу и попробуйте описать, что же было в поле

вашего внимания, когда вы выполняли это задание.

Что выходит? Скорее всего, вы обнаружили, что ваше внимание в

момент анализа содержало в себе какую-либо часть вашего тела, какие-то

ощущения, (в зависимости от самочувствия), мысли или образы. Спросите

себя: а не было ли в поле моего внимания чего-нибудь еще? И если

задуматься над этим, то станет ясно, что наше внимание - это не такая

простая вещь, как изображение на плоском киноэкране. Начнем с того,

что предметом всякого анализа может быть только то, что кажется нам

прошлым. Мы говорим 'кажется' потому что в действительности прошлого и

будущего не существует, а есть только настоящее. Это настоящее почти

никогда не бывает предметом нашего внимания. Итак, думая о том, 'где

мое внимание', мы способны определить, где оно только что было. Но в

обычном состоянии внимания, независимо от того, куда оно направлено,

для человека все неопределенно и относительно. Любое равновесие,

достигаемое нами в жизни, является временным и неустойчивым, если мы

далеки от постижения истинной, абсолютной природы вещей и нашего

внимания. 'Из мук неутолимой жажды возникает страдание, из мук

страдания возникает счастье.