Неизвестен

Природа внимания

От счастья рождается страдание. Подобно

колесу, вращается счастье-несчастье людское' (Мокшадхарма, 174,19-20).

Что же еще было в поле вашего внимания, кроме его содержания?

Пойдем и далее по пути аналогий. Что вы видите в кино на экране, кроме

изображения? Вы видите свет, его создающий, и поверхность, его

проявляющую. А если обернетесь назад, увидите луч света. Устремясь

вдоль луча - придете к источнику. Там все едино, вы не найдете никаких

различий. Какие бы события не происходили в фильме, источник света в

кинопроекторе и ровная белизна экрана остаются совершенно неизменными.

Даже когда фильм закончился и начинается другой. А между ними - пустой

экран. Это отличный объект для медитации - пустой киноэкран. Это -

первый шаг. Следующий - свет, а последний - источник. Но это не для

тех, кто еще слишком увлечен самими фильмами. Итак, само по себе

внимание - это единый чистый свет, неделимый, бескачественный,

неизмеримый. Все категории пространства, времени и причинности

вступают в силу только тогда, когда в кинопроектор закладывается

пленка. Это не что иное, как физическое воплощение человека. Тогда

неделимое делится, единое размножается, 'никакое' становится

'каким-то'. Не думайте, что источник света, свет, кинолента,

изображение на ней, экран и возникающие на нем картины имеют равную

природу. Все это возникает из единого и исчезает в едином. Тайна этого

возникновения и исчезновения открывается только постигшему единое.

'Они из незримого появились и в незримое вновь удалились'

(Мокшадхарма, 174,17). Путь к незримому лежит через постижение всех

законов и связей, существующих в видимом мире. Достигая успеха в этом,

человек становится готовым к выходу за пределы своего мыслимого. Его

ум становится спокойным и чистым, исчезают сомнения и внутренняя

движущая сила человека проявляется по-настоящему, без искажений в

желаниях и деятельности чувств. 'Ум далеко забредает, много блуждает,

определяется самомненье, желаньем. Тот, чей ум хорошо обуздан здесь, и

по уходе счастлив. Покинув деятельность природы, всегда радующийся

Атману муни (мудрец), став душой всех существ, идет путем высочайшим

... Отрешенность есть высшее знание. Распускающий чувства, Атмана

узреть не может: то туда, то сюда они мечутся; неподготовившемуся

обуздать их трудно. У познавших нет страха'. (Мокшадхарма, 195).

Поэтому мы займемся анализом поведения ума и чувств, составляющих

содержимое человеческого внимания наряду с предметами чувств,

абстрактными понятиями и никак не определяемым, но всегда

присутствующим в поле внимания ощущением бытия, существования. Если

попробовать сосредоточить внимание на каком-нибудь предмете или части

тела и удерживать это сосредоточение, вы обнаружите, что через

некоторое время ваше внимание соскользнет на другие вещи, но при этом

частично будет оставаться и в исходном пункте. Соскальзывание

происходит по ассоциации. Это значит, что часть поля вашего внимания

занимает пространство ума (МАНАСА). В этом умственном пространстве

одновременно существуют тысячи ментальных образов, связанных друг с

другом в ассоциативные цепочки. Затронув одно из звеньев какой-нибудь

цепочки, вы постепенно можете 'вытащить наружу' вообще все, что есть в

уме, но при этом движение будет происходить от подобного к подобному.

Существует игра, в которой берутся два далеких по содержанию понятия и

нужно стараться связать их цепочкой последовательных ассоциаций,

сделав при этом как можно меньше ходов. В подобную игру постоянно

играет наш ум.

А ведь число комбинаций всевозможных событий, проигрываемых нашим

умом, неизмеримо больше, чем действительно происходящие в жизни.

Поэтому мнительные люди сами создают себе ад, а мечтатели могут жить в

придуманном раю.

Как же происходит самое первое соскальзывание внимания в

плоскость ума, в то время как вы стараетесь удержать его на объекте

сосредоточения? Сам по себе ум не смог бы взять верх над вашей