Неизвестен

Сутра неисчислимых смыслов

приведете к

высшей буддовости.

Благородные сыновья! После шестилетнего правильного сидения на троне

мудрости под деревом Бодхи я смог достичь Совершенного Просветления. Глазом

Будды я прозрел все законы и понял, что они невыразимы. И по какой причине?

Я осознал, что природа и желания всех живых существ различны. Поскольку их

природа и желания различны, я по-разному проповедовал Закон. При помощи силы

тактичности я по-разному проповедовал Закон. И более чем через сорок лет эта

истина еще не обнаружена. Следовательно, накопленные силы живых существ

слишком отличаются от тех, что необходимы для быстрого достижения высшей

буддовости.

Благородные сыновья! Закон подобен воде, смывающей пыль. Также как вода

из колодца, пруда, горного потока, реки, ручья, канавы и великого моря

одинаково эффективно смывает любую пыль, вода Закона эффективно смывает пыль

любых заблуждений живых существ.

Благородные сыновья! Природа воды одна, но горный поток, река, колодец,

пруд, ручей, канава и великое море отличаются друг от друга. Такова и

природа Закона. В смывании пыли заблуждений нет различий, но есть различие

между тремя законами, четырьмя плодами и двумя путями.

Благородные сыновья! Хотя везде смывает пыль вода, колодец -- это не

пруд, пруд -- не горный поток или река, не ручей, канава или море. Так как

Татхагата, Герой Мира, свободен в Законе, все законы, проповеданные им,

подобны этому. Хотя проповедь в начале, середине и конце одинаково

эффективно смывает заблуждения живых существ, начало -- это не середина, а

середина -- это не конец. Проповедь в начале, в середине и в конце одинакова

по выражению, но различается по смыслу.

Благородные сыновья! Когда я вращал колесо Закона Четырех Благородных

Истин для пяти человек, Аджнаты-каундиньи и других, в Оленьем Парке в

Варанаси после того, как покинул царя деревьев, я проповедовал, что все

законы по природе своей пусты, непрерывно изменяются, постоянно рождаются и

разрушаются. Когда я в течение среднего периода в различных местах объяснял

всем бхикшу и бодхисаттвам Двенадцать Причин и Шесть Парамит, я также

проповедовал, что все законы по природе своей пусты, непрерывно изменяются,

постоянно рождаются и разрушаются. Сейчас, объясняя Сутру Неисчислимых

Смыслов Великой колесницы, я также проповедую, что все законы по природе

своей пусты, непрерывно изменяются, постоянно рождаются и разрушаются.

Благородные сыновья! Следовательно, проповедь в начале, в середине и в конце

одинакова по выражению, но различается по смыслу. Поскольку смысл различен,

то и понимание у живых существ различно. А поскольку понимание различно, то

постижение Закона, последствия и путь также различны.

Благородные сыновья! В начале, хотя я проповедовал Четыре Истины тем,

кто стремился стать шраваком, восемь коти небесных существ спустились

выслушать Закон и возвысились до желания просветления. В средний период,

хотя я в различных местах проповедовал глубокие Двенадцать Причин тем, кто

стремился стать пратьекабуддой, неисчислимое множество живых существ

возвысилось до стремления к просветлению или осталось на стадии шраваков.

Затем, хотя я объяснял длительную практику бодхисаттв, проповедуя двенадцать

типов сутр Великого Протяжения, Маха Праджни и пустоту Моря Гирлянд, сто

тысяч бхикшу, мириад коти людей и богов и неисчислимое множество живых

существ приобрели плоды сротапанны, сакридагамина, анагамина и архата или

достигли закона пратьекабудды. Благородные сыновья! По этой причине, хотя

проповедь одинакова, ее смысл различен. Поскольку смысл различен, понимание

у живых существ различно. А поскольку понимание различно, то постижение

Закона, последствия и путь также различны. Итак, благородные сыновья! С того

момента, как я нашел путь и начал проповедовать Закон и вплоть до

сегодняшнего произнесения мной Сутры Неисчислимых Смыслов Великой колесницы,

я никогда не прекращал проповедовать страдание, пустоту, быстротечность,

отсутствие 'я', не-истинность, не-реальность,