Дмитрий Ворон

Тантризм: понятие, сущность, основные термины

компромисс дакшиначарского шактизма с опопсованным вариантом вирашайвизма (с преобладанием шиваитского компонента); с 1995 года - шиваизм задвигается на задний план и на первый план выходит культ Кали (открыто - как дакшиначарский, "для избранных" - как умеренно вамачарский); в 1996 году - более откровенная проповедь вамачары; в 1997 году (август) - "иконоборческая реформа" и попытка превратить ТС в "Рудра Самадж" по "модели Арья Самаджа" (т.е. резкий крен в другую крайность - т.н. рудраизм, или такой вариант смеси опопсованного вирашайвизма с "тантризмом вообще", чтобы он внешне максимально походил на "возрождённую ведическую веру древних ариев" - большинство ТС-вцев эту "реформу" просто прогнорировало); 1998 г - открытый возврат к "дореформенной" практике и возобновление поклонения идолам и второстепенным богам наряду с Шивой и Кали; 1999 г. - попытка немного "оньюэйджить" внешний облик ТС и привлечь соответствующими "тантрическими семинарами" часть соответствующей публики; 2000 г. - закрытие ашрама (март) и фактический распад ТС (август) в связи со скандальным отречением США.....

Естественно, для каждого из этих периодов характерны разные публикации и разные расстановки акцентов в "официально" излагаемом вероучении. (Кстати, что бы в ТС ни писалось и ни говорилось на внешнюю публику, реального внутреннего учения это ещё не отражало - это было лишь попыткой приспособления ТС к внешним условиям.) На такой синкретический и противоречивый характер учения ТС неоднократно указывали как учёные востоковеды, так и идейные оппоненты США (например, петербургский Арджуна - А.Ольшевский, один из самых первых реальных русских тантриков, посвящённых в Индии, знаток санскрита и шактистских Тантр).

Так что, дорогие мои, не воспринимайте слишком серьёзно публикации ТС, тщетно пытаясь видеть в них некую целостную традицию и уж тем более отражение какой-то аутентичной "школы". Это всё писалось в определённых условиях и исключительно в пропагандистских и тактических целях.

P.S. Ну а слова satya, sanAtana и dharma в индуистских шастрах, конечно же, есть (причём в самых разных комбинациях). Только используются они в самых разных контекстах и смыслах. Но для того, чтобы разбираться в этой зауми, надо очень хорошо знать санскрит и особенности индуизма и его направлений. Так что не пытайтесь уличать США в незнании или "забвении" того, что он сам же писал или говорил. Не надо забывать одно - проповедовал он прежде всего нечто СВОЁ, а не какую-то "вечную и неизменную Сатья Санатана Дхарму".

Шрипада Садашивачарья (слева)

P.S.S. Также можете попросить "пандита Арьядеву" рассказать поподробнее, как они вместе с Ачарьей изобретали "рудраистский" вариант "ССД" (и прочие совместные "теоретические разработки" в плане "изобретения прошлого" - т.е. того, "во что и как верили наши древние арийские предки").

А вообще не стоит излишне опираться на всё тантрасангховское наследие как на что-то авторитетное. Если уж так интересен тот или иной вариант индуизма, езжайте в Индию, найдите близкое по душе и следуйте себе на здоровье... Как это сделал, например, Девасена. Это, пожалуй, единственный экс-тантрасангховец, поступивший наиболее разумно (принявшие христианство не в счёт, речь о "сохранивших верность сатья санатана-дхарме"). Он поехал в Индию и принял посвящение во вполне ортодоксальный вирашайвизм (лингаятизм). Вскоре (в этом уже году) его примеру последовали ещё несколько человек, в т.ч. его мать. Прочие же отчественные "тантрики" ничего лучше не придумали, как "сохранять верность" сомнительной "традиции" из обломков ТС и собственных измышлений. Некоторые и вовсе кинулись "развивать и продолжать" учение ТС и даже сами поспешили, ничтоже сумняшеся, объявить себя "ачарьями", клеймящими США за "отступничество" от того, что он когда-то сам для них и придумал. Сколько уже можно разъяснять эти простые и понятные вещи?

C.В.Лобанов, форум «Кали Ма», jayakalima.narod.ru

«Тантрическая» действительность в СНГ

В письмах ко мне самые разные лица просят дать оценку нынешнего состояния т.н. "российской тантрической действительности после распада Тантра Сангхи". Поэтому я счёл необходимым написать об этом также в открытом форуме.

Подумайте, а есть ли она здесь, эта "тантрическая