Дмитрий Ворон

Тантризм: понятие, сущность, основные термины

характером и использованием сложных, эзотерических ритуалов. Их основу составляет так называемая панчататтва («пять элементов»), или панчамакара («пять М»): мадья (алкоголь), мамса (мясо), матсья (рыба), мудра (здесь: жареные зерна, возбуждающие половое влечение) и майтхуна (сексуальный акт). Исполнение этих «пяти М», являющееся вызовом нормативному индуизму, имеет в тантризме глубокий смысл. Совершают такие ритуалы адепты, прошедшие специальную подготовку и достигшие определенной духовной зрелости. Переступая границы дозволенного мирской моралью, они вступают в иную реальность, в которой отсутствуют все прежние ориентиры и сняты все оппозиции. Погружение в нее, как считается, требует мужества, и адепт в этот момент получает титул героя. Посвященная в таинство женщина в ритуале представляет богиню Кали (сам герой становится Шивой), и ритуальный акт означает победу над ней, победу над смертью, овладение ее энергией и таким образом обретение пути к освобождению.

2. Шактизм - культ Дэви

2.1 Сущность термина

ШАКТИЗМ (от санскр. sakti — сила, энергия), течение в индуизме, в основе которого — почитание шакти, обожествленной женской энергии, которая понимается как ипостась энергии бога, как правило, Шивы. Шактизм можно определить и как культ Дэви (Богини, проявляющей себя в разных обликах и под многочисленными именами — Дурга, Кали, Чамунда, Мариямма и др.), который имеет неарийское происхождение и восходит к протоиндийскому культу богини-матери и к аборигенным культам (прежде всего древней тамильской богини войны Коттравей — агрессивной, кровожадной, страшной, принимавшей кровавые жертвы, в том числе ритуальные самоубийства, а также Махишасурамардини, убивающей демона-буйвола, — мотив, отмеченный на печатях из Мохенджо-Даро и Хараппы).

2.2. Формирование шактизма

Демоноборство — одна из главных функций Богини в индуизме, хотя сама она описывается как типичная демоница — чернокожая, с клыками и красными от крови языком и губами, с ожерельями из отрубленных голов и рук. Это противоречие можно объяснить компромиссом между аборигенными верованиями и ведийско-брахманической традицией (см. Ведийская религия, Брахманизм), которая привлекла на свою сторону Богиню для борьбы с асурами. В 7 в. н. э. включение Богини в индуистский пантеон закрепляется в «Дэвимахатмья» («Величание Богини»), первом санскритском тексте, описывающем ее происхождение, историю и подвиги. К этому времени она под именами Кали («Черная») и Дурга («Удаленная») рассматривается как супруга Шивы, а благодатный и мирный ее аспекты выражены в образах Умы, Парвати, Гаури. В русле формирующегося шактизма, отдающего предпочтение женской энергии как высшему божественному принципу, развивается идея превосходства шакти над энергией Шивы или любого другого бога, что приводит к возникновению образа Махадэви («Великой богини»), которая, с одной стороны, может быть одним из аспектов любой конкретной богини, а с другой, представляет собой символ творческой энергии космоса. Она понимается как мать мира, сущность бытия, единственная причина вселенной, создательница Брахмы, Вишну, Шивы, которые выполняют свои обязанности по ее воле. По сути дела, ее можно рассматривать как аналог высшей реальности, то есть, Брахмана.

Такое метафизическое осмысление шакти, однако, для индуизма в целом и в особенности для его культовой сферы нехарактерно. Гораздо чаще он настаивает на плодотворности мужского и женского начал, что находит удачное пластическое выражение в образе Ардханары, Шивы, одна половина тела которого мужская, другая — женская. На более абстрактном уровне эта идея воплощена в лингаме-йони, парном схематическом изображении мужского и женского половых органов. В шактизме Богиня, олицетворяющая шакти, взаимодействует главным образом с Шивой. Но их отношения далеки от полной гармонии, и многочисленные мифологические истории свидетельствуют об их ссорах и соперничестве, в которых победа далеко не всегда остается за Шивой. Показателен в этом отношении иконографический образ Кали, стоящей или танцующей на теле Шивы, который неподвижно лежит на земле. Этот образ толкуется таким образом, что Шива без шакти пассивен, лишен творческого начала, но и шакти нуждается в Шиве, так как он дает ей опору (однако такая трактовка не всегда достаточна, так как в некоторых вариантах этого сюжета неистовая богиня умерщвляет супруга, оставаясь в одиночестве).

2.3. Шактизм и тантризм

Характерной для шактизма является идея о том, что Шива в качестве высшей реальности, Абсолюта, проявляет себя