Природа внимания
Природа внимания
Мы часто пользуемся понятием 'внимание'. Когда говорится:
'обратите внимание, будьте внимательны, сосредоточьте внимание', или
же просто 'внимание!', мы автоматически совершаем определенное
внутреннее действие, к которому приспособились еще с самого раннего
детства, научившись выделять предметы как таковые из общей массы
непонятных форм и очертаний.
Люди управляют вниманием по-разному. Это зависит от их характера,
врожденной натуры и воспитания человека. Некоторым легче держать в
поле своего внимания какие-нибудь конкретные вещи. Такие люди хорошо
запоминают множество вещей и человеческих лиц с их индивидуальными
признаками, но впадают в затруднение, когда требуется обобщить
что-либо или заглянуть в глубину, скрывающуюся за внешними различиями.
Другие, наоборот, легко абстрагируют факты и вникают в суть вещей, но
часто при встрече не могут узнать своих давних приятелей, с которыми
не виделись некоторое время. Здесь описаны крайности. На самом деле
каждый человек совмещает в себе то и другое в определенном
соотношении.
Мы не случайно упоминаем о существовании в человеческом уме
представлений конкретных и общих, ведь те и другие образуют один из
планов, на которые распространяется наше внимание. Еще оно способно
переходить от большого к малому, от удаленного к близкому, от внешнего
к внутреннему, от неприятного к приятному, от неизвестного к
известному, и т.д. как в прямом, так и в обратном направлениях. Полем
проявления человеческого внимания является вся природа вещей, в своей
глубинной первооснове единая и неделимая. Поэтому одной из высших форм
внимания является восприятие недифференцированной реальности, самого
по себе бытия или не-бытия, взятого без различий форм, предметов и
других вещей. Это состояние внимания является одной из целей йоговской
практики и обозначается в 'Йога-сутре' Патанджали как МАХА ВИДЕХА
(великая бестелесность или пустота). Мы можем легко вообразить себе
эту пустоту, но достичь ее во много раз труднее. В известном смысле
именно к этому состоянию ведет нас жизненный опыт, дающий возможность
пройти сквозь бесчисленные перемены объектов нашего внимания, чтобы
когда-нибудь предельное накопление множественности наконец
'вытолкнуло' нас к единству.
Как же ускорить усвоение той науки, за которую мы обычно говорим
'спасибо'? Помогает практика самоанализа и внутреннего самоосознания.
Разберем один из ее аспектов: анализ природы, свойств и движения
нашего внимания. Как вы думаете, где сейчас находится ваше внимание и
что является его предметом? Остановитесь, скажите себе 'стоп',
сосредоточьтесь и попробуйте это определить. Получилось? Теперь, если
не трудно, возьмите бумагу и попробуйте описать, что же было в поле
вашего внимания, когда вы выполняли это задание.
Что выходит? Скорее всего, вы обнаружили, что ваше внимание в
момент анализа содержало в себе какую-либо часть вашего тела, какие-то
ощущения, (в зависимости от самочувствия), мысли или образы. Спросите
себя: а не было ли в поле моего внимания чего-нибудь еще? И если
задуматься над этим, то станет ясно, что наше внимание - это не такая
простая вещь, как изображение на плоском киноэкране. Начнем с того,
что предметом всякого анализа может быть только то, что кажется нам
прошлым. Мы говорим 'кажется' потому что в действительности прошлого и
будущего не существует, а есть только настоящее. Это настоящее почти
никогда не бывает предметом нашего внимания. Итак, думая о том, 'где
мое внимание', мы способны определить, где оно только что было. Но в
обычном состоянии внимания, независимо от того, куда оно направлено,
для человека все неопределенно и относительно. Любое равновесие,
достигаемое нами в жизни, является временным и неустойчивым, если мы
далеки от постижения истинной, абсолютной природы вещей и нашего
внимания. 'Из мук неутолимой жажды возникает страдание, из мук