тела (т. е. умом), то другие появятся в их тонкой природе. Если же глаз становится Атманом, то этот глаз уже бесконечен, ибо Атман бесконечен. Он не видит ничего отличным от Атмана.
(Собеседник поблагодарил Махарши. Ему сказали, чmo наилучшая благодарность – всегда оставаться в Атмане.)
101 [107]. Позднее сам прибывший йогин (Свами Йогананда) спросил: Как духовно поднимать людей? Какие инструкции следует давать им?
М. Инструкции разнятся в зависимости от темперамента личностей и соответствуют духовной зрелости их умов. Не может быть какой-то одной "массовой" инструкции для всех.
П. Почему Бог допускает страдание в этом мире? Разве Он не должен, будучи всемогущим, справиться с ним одним ударом и предопределить вселенское осознание Бога?
М. Страдание и есть путь Осознания Бога.
П. А не следовало ли Ему распорядиться по-другому?
М. Это – Путь.
П. Являются ли Йога, религия и т. п. противоядиями от страдания?
М. Они помогают вам преодолевать страдание.
П. Почему вообще должно существовать страдание?
М. Кто страдает? Что страдает?
(Ответа нет! В конце концов йогин встал, попросил благословения Шpu Бхагавана для своей работы и выразил большое сожаление в связи с необходимостью своего срочного отъезда. Он выглядел очень искренним и преданным и даже сильно взволнованным.)
13 декабря
102 [109]. Два джентльмена из Амбалы (Пенджаб) находились здесь вот уже несколько недель. Перед отъездом один из них спросил Шри Бхагавана, как он должен устранять духовную дремоту своих друзей или вообще всех остальных людей.
М. А вы устранили свою собственную "духовную дремоту"? Сила, которая задействована для удаления вашей собственной "дремоты", будет также действовать и в других точках. Есть и сила воли, которой вы можете действовать на других. Но она находится на более низком плане и нежелательна. Позаботьтесь о себе в первую очередь.
П. Как убрать мою собственную "дремоту"?
М. Чья это "дремота"? Исследуйте. Обратитесь вовнутрь Направьте все свое внимание, все ваши запросы к поиску Себя, Я. Сила, действующая внутри вас, будет действовать и на других.
14 декабря
103 [110]. Американская дама спросила Бхагавана о его переживаниях в самадхи. Когда ей намекнули, что она должна говорить о собственных переживаниях и спрашивать об их правильности, она ответила, что опыт Шри Бхагавана должен быть верным и его следует знать всем, тогда как ее собственный опыт малозначителен. Таким образом ей хотелось узнать, чувствовал ли Шри Бхагаван свое собственное тело холодным