Шри Рамана Махарши

Беседы с Махарши

случае виджнянатма [интеллектуальное "Я"], или эго, или видящий, формируют субъект и ментальную оболочку, или видимое, – объект.

Состояния бодрствования, сновидений и глубокого сна имеют начало в Первоначальной Темноте [мула авидья]. С помощью ума (уходящего вовне и развивающего переживания от своих изменений в состояниях сновидений и бодрствования и удаленного в глубоком сне, который испытывается как майя) некая необыкновенная сила регулирует все деятельности и отдельных индивидумов, и этой вселенной. Все эти состояния являются лишь феноменами, проходящими через Отражённый Свет на субстрате Самолучезарного Бытия.

Так же как невозможно увидеть ни змею в верёвке при ярком свете дня, ни саму веревку в густой тьме, так и этот мир не появляется ни в состоянии самадхи Само-сияющего чистого Бытия, ни в глубоком сне, обмороке и т. д. Только в Отражённом Свете (Свете, смешанном с Темнотой, или знанием, что запятнано Неведением) может этот мир, не являющийся независимым от своего Источника, казаться поднимающимся, расцветающим и растворяющимся. Его разнообразие тоже не может быть особенностью Реальности, первичного Источника. Здесь продолжается игра, в которой Единое Единственное Бытие становится многомерным, воплощается и затем отзывается. Здесь должна быть некая Сила [шакти], чтобы делать всё это, и причем замечательная Сила! Она не может быть независимой от Своего источника. В Само-сияющем Чистом Бытии эта Шакти не может быть видима. Тем не менее Её действия слишком хорошо известны. Как грандиозно!

От Её грандиозной первоначальной активности (т. е. вибрирующей силы) проистекает исполненное саттвой отражение; от него – раджастическое эго; затем – тамасические мыслеформы, которые обычно известны как знание или свет, соответствующий увеличительным линзам. Так же как искусственный свет проецируется посредством линзы на экран, так и Отражённый Свет проходит через мысль (лупу), прежде чем расшириться как мир, превосходящий её; далее – мысль, сама являющаяся миром в форме семени, кажется широким внешним миром. Такова эта необычайная Сила! Таким образом Ишвара, человек и этот мир являются только Отражённым Светом, имеющим Само-сияющее Единственное Бытие в качестве субстрата.

Теперь, что есть эта "я"-мысль (эго)? Она является субъектом или объектом в представленной схеме вещей?

Ввиду того что "я"-мысль свидетельствует все другие объекты в состояниях бодрствования и сновидений или, во всяком случае, мы думаем, что она делает так, она должна