он безмолвствовал, когда спрашивали об отсутствии Бога. Тишина была его ответом на все эти вопросы. Школы Махаяна и Хинаяна обе неправильно истолковали его молчание, ибо говорят, что он был атеистом.
Но если он был атеистом, то почему говорил о нирване, рождениях и смертях, о карме, перевоплощениях и дхарме?
М. Вы правы.
27 октября
274. Профессор-мусульманин спросил, как вайшнавизм можно совместить с адвайтизмом.
М. Вайшнавиты называют себя вишишта-адвайтинами. Это также адвайта. Как человеческое тело содержит Атман, эго и грубое тело, так и Бог охватывает Параматму, мир и людей.
П. Но разве бхакти не подразумевает двойственность?
М. Сва сварупанусандханам бхактиритьябхидхияте [размышление человека над собственным Я именуют бхакти]. Бхакти и само-исследование – суть одно и то же. Атман адвайтинов является Богом бхактов.
П. Существует ли некая духовная иерархия основоположников религий, наблюдающая за духовным благоденствием смертных?
М. Оставьте их в покое, существуют они или нет. В лучшем случае это только предположение. Атма само-очевидна [пратьякша]. Познайте Её, и с предположениями будет закончено. Один может допустить наличие такой иерархии, другой – нет. Но никто не может отрицать Атму.
П. А что Шри Бхагаван думает о Пути действия в миру [правритти марга] и о Пути отречения [нивритти марга]?
М. Да. Они известны оба. И что из этого?
П. Какой из этих двух Путей лучше?
М. Если вас интересует Атман – чистый и простой, – то это нивритти; если вы ищете Атман в миру, то это правритти. Другими словами, ум, обращенный вовнутрь [антармукхи манас], – это нивритти, а ум, направленный вовне [бахирмукхи манас], – это правритти. Так или иначе, нет ничего отдельного от Атмана. Оба Пути ведут к одному.
Подобное и с "духовной иерархией". Даже она не может существовать отдельно от Атмана. Она пребывает только в Атмане и остается Атманом. Осознание Атмана, Себя, – это единая Цель всех.
5 ноября
275. В ходе разговора кто-то упомянул, что, когда Поль Брантон с одной дамой шел вечером домой, они увидели светлое зарево в стороне Горы, которое медленно и мягко продвигалось с севера на юг. Шри Бхагаван сказал: Эту Гору называют Мудростью в видимой форме.
П. Как её увидеть телесным глазом?
М. Самбандар1 пел: "Единый, очаровавший моё сердце, пленивший моё сердце, я мысленно пою о Нём". Сердце увлечено, поэтому ум должен погрузиться в Сердце; и еще остаётся воспоминание, которое впоследствии даёт возможность мудрецу петь о Боге.
После этого (присутствующие