искатель по своему темпераменту не подходит для двух первых методов (джняны и бхакти), а по обстоятельствам (например, по возрасту) и для третьего метода (Йоги), то он должен пытаться следовать карма-марге (пути карма-йоги – выполнению добрых дел, например служению обществу). Его благородные задатки становятся более заметными, и он получает бескорыстное наслаждение. Его эго делается менее самоуверенным и имеет шанс расширить свою лучшую сторону. Человек должным образом подготавливается для движения по одному из трех вышеупомянутых путей. Его интуиция может также непосредственно развиваться при помощи единственно этого метода.
П. Может ли последовательность мыслей или серия вопросов вызвать самогипноз? Не следует ли привести мысли к одной-единственной точке, анализируя не поддающееся анализу, элементарное, смутно воспринимаемое и неуловимое "Я"?
М. Да. Это на самом деле напоминает созерцание пустоты или блестящего кристалла, или света.
П. Может ли мысль быть зафиксирована на этой точке? Как?
М. Если ум отвлекается, то немедленно спросите себя: "Для кого возникли эти отвлекающие мысли?" Это быстро возвратит вас к точке "Я".
П. Как долго ум может оставаться или удерживаться в Сердце?
М. Этот период увеличивается по мере практики.
П. Что происходит в конце этого периода?
М. Ум возвращается к нынешнему, обычному состоянию. Единство в Сердце заменяется множеством воспринимаемых феноменов. Это и называется вовне обращенным умом. Ум, пребывающий в Сердце, называется покоящимся умом.
П. Является ли весь этот процесс чисто интеллектуальным или он происходит на чувственном уровне?
М. Верно последнее.
П. Каким образом все мысли прекращаются, когда ум пребывает в Сердце?
М. Силой воли и твердой верой в истинность наставления Учителя, говорящего об этом.
П. Чем этот процесс полезен?
М. 1. Покорение воли – развитие концентрации.
2. Покорение страстей – развитие бесстрастия.
3. Усиленная практика добродетели – равенство ко всему [саматва].
П. Зачем принимать этот самогипноз размышления о невообразимом? Почему бы не использовать другие методы типа созерцания свечи, задержки дыхания, слушания музыки или внутренних звучаний, повторения священного слога ОМ [пранава] или других мантр?
М. Пристальный взгляд на свет притупляет ум и вызывает на некоторое время оцепенение воли, но постоянной пользы не приносит. Дыхательный контроль лишь временно парализует волю; то же происходит и при слушании звуков, если это не священная