его преследовала только та одна мысль, что за свою жизнь он так и не посетил Шри Бхагавана. Поэтому он и приехал сюда с кратким визитом. Он просил только прикосновения Шри Бхагавана и Его Милости.
Учитель сказал ему: атмаивахам гудакеша, т. е. Я – Атман; Атман – это Гуру; и Атман – это также и Милость. Никто не остаётся без Атмана. ОН всегда находится в соприкосновении, Поэтому во внешнем прикосновении необходимости нет.
П. Я понимаю. Я не имею в виду внешнее прикосновение.
М. Нет ничего более сокровенного, чем Атман.
П. Шри Кришна снова явился мне три месяца тому назад и сказал: "Почему вы просите у Меня ниракара упасану? Ведь Атман – это всё и всё – в Атмане [сарва бхутешу ча атманам сарва бхутани ча атмани]".
М. В той фразе содержится вся истина. Но даже это – упачарика (косвенное, не прямое). В действительности не существует ничего, кроме Атмана. Мир – только проекция ума. Ум берет начало из Атмана. Поэтому только Атман является Единым Существом.
П. Но это трудно осознать.
М. Здесь нечего осознавать. Это вечное, чистое, сознающее и освобожденное состояние [нитья шуддха буддха мукта]. Оно является естественным и вечным. Ничего нового не приобретается. С другой стороны, человек должен утратить свое неведение. И это всё.
Следует выследить это неведение и найти его источник. Чье это неведение? В чём человек невежествен? Есть субъект и объект. Такая двойственность характерна для ума. Ум же берет начало в Атмане.
П. Да. Само неведение не может существовать.
(В конце концов он отдал себя, сказав: "Врач узнаёт, что не в порядке у пациента, и лечит его соответственно. Пусть точно так же и Шри Бхагаван поступит со мной". Кроме того он сказал, что потерял всякое желание изучать книги и учиться по ним.)
98 [105]. М. Йена ашрутам шрутам бхавати (Чхандогья Упанишада) – познанием которого всё неизвестное становится известным.
Мадхавасвами, служитель Бхагавана, спросил: В Чхандогья Упанишаде даны 9 девять способов обучения махавакье "Тат Твам Аси"?
М. Нет. Это не так. Метод только один. Уддалака начал поучение словами: Cam эва сомья... (Есть только Бытие...), иллюстрируя это постом Шветакету.
1. Cam, бытие в индивидууме, делается очевидным по ходу поста.
2. Это Бытие [Cam] одинаково во всех, как мед, собранный с разных цветов.
3. Состояние глубокого сна показывает, что нет разницы в Cam между индивидуумами. Возникает вопрос – если это так, то почему каждый не знает этого во сне?
4. Это происходит, поскольку индивидуальность теряется. Остается только Cam. Иллюстрация: