непрерывности являются васаны; они поднимаются с новой силой после мананы. Их необходимо держать под контролем. Бдительность здесь состоит в том, чтобы вспоминать дехо нахам ["Я не тело"] и устойчиво сохранять непосредственное переживание [апарокша анубхава], которое было приобретено в ходе размышлений, мананы. Такая практика называется нидидхьясана, и она искореняет васаны. Тогда пробуждается состояние сахаджа. Это, безусловно, джняна.
Апарокша как результат мананы не может привести к дукха нивритти, прекращению страданий, и не может быть приравнена к мокше, освобождению от зависимости, так как васаны периодически преодолевают эту джняну. Следовательно, она слабая [адридха] и становится прочной только после искоренения васан посредством нидидхьясаны (непрерываемого созерцания).
СНОВА О "ШРИ РАМАНА ГИТЕ"
Г-н Т. К. С. Айяр, один из преданных, говорил о чакрах. Шри Бхагаван сказал: Следует лишь осознать Атман. ЕГО осознание содержит в себе всё остальное. Шакти, Ганапати, сиддхи и т. д. – все включены в Атман. Те, кто обычно говорят об этих вещах, не осознали Атман. Атман пребывает в Сердце и, более того, есть Сердце Само. Проявление связано с мозгом. Можно полагать, что переход из Сердца в мозг проходит по сушумне, или по нерву с каким-то другим названием. Упанишады говорят паре лиина, имея в виду, что сушумна и другие такие нервы [нади] все объединяются в пара, т. е. атма нади. Йоги говорят, что поток, поднявшийся в сахасрару [мозг], завершается там. Подобный опыт не является полным. Для достижения джняны этот поток должен прийти в Сердце. Хридайа [Сердце] есть альфа и омега, начало и конец.
4 июля
ШРИМАД БХАГАВАД-ГИТА
51 [58]. Г-н Ранганатхан, правительственный чиновник, спросил:
В Шримад Бхагавад-Гите есть место: "Собственная дхарма лучше всего, чужая дхарма полна опасности"1. В чем смысл собственной дхармы человека?
М. Обычно она толкуется как обязанности различных каст и слоев общества. Также должно учитываться и физическое окружение.
П. Если имеется в виду варнашрама дхарма [дхарма различных каст и стадий жизни], то такая дхарма распространена только в Индии. В то же время Гита должна быть общеприменима.
М. Варнашрама присутствует в той или в иной форме в каждой стране. Смысл же собственной дхармы состоит в том, что человек должен держаться единого Атмана и не отклоняться от Него. В этом вся её суть.
сва = своя собственная, т. е. Атмана [атма],
пара = принадлежащая другому, т. е. не-Атману [анатма].
Атма дхарма – неотъемлемость от Атмана.