вы, что ворона имеет глаз или глаза, а хобот слона является рукой или носом, или назовете глаза змеи её ушами – это означает одно и то же. Подобно этому для человека, достигшего Само-реализации – джняни, глубокий сон-бодрствование или бодрствование-глубокий сон или сновидения-глубокий сон, сновидения-бодрствование – всё есть одно и то же состояние.
П. Но мы должны иметь дело с физическим телом в физическом, бодрствующем мире! Если мы крепко спим во время работы или работаем, когда сон овладевает нами, то работа пойдёт неправильно.
М. Глубокий сон не является неведением, он есть чистое состояние человека, а бодрствование не является знанием, оно – Неведение. Есть полное сознание в глубоком сне и полное неведение в бодрствовании. Ваша настоящая природа перекрывает оба эти состояния и простирается вне их. Атман превосходит как знание, так и неведение.
Состояния глубокого сна, сновидений и бодрствования являются лишь формами, проходящими перед Атманом. Они развиваются независимо от того, сознаёте вы их или нет. Состояние джняни таково, что в нём проходят состояния самадхи, бодрствования, сновидений и глубокого сна, подобно тому как волы движутся, останавливаются или распрягаются в то время, когда пассажир спит. Эти ответы соответствуют лишь точке зрения невежественного – аджняни, так как в противном случае такие вопросы не возникнут.
П. Конечно, они не могут возникнуть у Атмана. Кто бы тогда спрашивал? Но, к несчастью, я ещё не осознал Себя!
М. Это как раз и является препятствием на вашем пути. Вы должны отделаться от идеи, что вы аджняни и ещё не осознали Себя, Я. Вы есть Атман, Я. Было ли время, когда вы не осознавали это Я?
П. Итак, мы должны экспериментировать в глубоком сне-бодрствовании... или в фантазии?
(Бхагаван рассмеялся.)
3 января
КАПЛИ НЕКТАРА
314. Во вчерашних ответах Шри Бхагаван сказал, что Атман – это чиcmoe сознание в глубоком сне. Он также указал на переход от глубокого сна к пробуждению как идеальный для осознания, реалиизации Атмана. Его попросили разъяснить это.
Шри Бхагаван милостиво ответил: Атман есть чистое сознание в глубоком сне; Он развивается как ахам ["Я"] без идам ["это"] в указанной промежуточной стадии; а затем Он проявляется как ахам ["Я"] и идам ["это"] в бодрствующем состоянии. Переживание человека случается только посредством ахам ["Я"]. Поэтому он1 должен стремиться к реализации указанным способом (т. е. посредством промежуточного "Я"). Иначе переживание глубокого сна для него значения не имеет. Если это промежуточное