Шри Рамана Махарши

Беседы с Махарши

в виду? Практика требует какой-то цели.

М. Атман есть цель. Что еще может там быть? Все остальные цели существуют для тех, кто не способен иметь Атман в качестве цели [атмалакшья]. Эти цели в конечном счете приведут вас к атма-вичаре [исследование в Атмане]. Однонаправленность ума1 есть плод всех видов практики. Один может обрести её быстро, другой через длительное время. Всё зависит от практики.

П. Покой превозносят больше, чем что-либо ещё. Как нам завоевать его?

М. Он составляет саму вашу природу. Забывчивость никогда не застигнет Атман врасплох. Атман сейчас спутан с не-Атманом, и это побуждает вас говорить о забывчивости Атмана, Покоя и т. п. Забвение (Атмана) никогда не поднимет свою голову, если этой путанице положен конец.

П. Как это сделать?

М. Исследуйте Себя, Атман. Однонаправленность ума означает прекращение умственной (ментальной) активности. Забывчивость должна быть для "я" – ладно, чего? – Я? Но есть ли в таком случае два "Я"? Практика удаляет эти самскары.

П. Но самскары бесконечны и вечны, они существуют с безначального времени.

М. Такое мнение само есть самскара. Отбросьте эту идею, и все самскары исчезнут сразу. Это есть вишранти [отдых], шанти [Покой]. Спокойствие, Покой, присутствует всегда. Но вы то подчиняетесь ему, то восстаете против него и таким образом нарушаете его. А после этого вы говорите: "Я хочу Покоя".

П. Покой приходит постепенно?

М. Да. Бхагавад-Гита говорит, что ум следует успокаивать медленно [санайссанайх упарамет]1.

Через некоторое время этот посетитель спросил, не был ли здесь некий г-н Г. дней десять тому назад. Он сам узнал о Махарши от него. Г-н Г. был полон радости после своего визита сюда.

М. Как я могу знать имена всех посетителей? Он вполне мог быть здесь. Все полны радости. Нет ни имени, ни формы... Имя, однако, требуется для эмпирической жизни [вьявахара].

5 декабря

ИСКРЫ С НАКОВАЛЬНИ-2

291. Вопрос: Раньше Вы говорили об атиашраме [выше ашрамов – выше всех стадий жизни индуиста]. Есть ли какое-нибудь авторитетное свидетельство наличия атиашрамы? Упоминается ли атиашрама где-либо?

Махарши: Да – в Упанишадах, Сута Самхите (Сканда Пуране)2, Бхагаватам, Махабхарате и других произведениях.

В. Есть ли какие-либо ограничения или дисциплина для этого состояния?

М. Его характерные особенности упоминаются.

В. Для каждой ашрамы, стадии жизни, есть свои Гуру. Есть ли Гуру для атиашрамы?

М. Да.

В. Но Вы не допускаете наличия Гуру.

М. Гуру есть для каждого. Я допускаю наличие также и своего Гуру.

В. Кто