состояло в том, может ли тот манда джняни достичь кевала нирвикальпа (самадхи).
М. Кевала нирвикальпа происходит даже на стадии тануманаси (утонченного ума).
П. Говорят, что практики джняны среднего и высокого уровней становятся дживанмуктами. Кевала нирвикальпа отвечает утонченному уму [тануманаси]. Где же находится тот, чья джняна слабее приспособлена?
М. Он достигает стадии саттвапатти [Реализация], тогда как практики среднего и высшего уровней созревают до асамшакти и падартхабхавини соответственно. Такое разделение (уровней садхаков) на слабый, средний и высший соответствует движущей силе прарабдхи. Если она сильна, то он слаб; если она средняя, то он также посередине; а если она очень слаба, то он находится на стадии турьяга.
(На самом деле) нет разницы в состоянии самадхи или джняны для (достигших Реализации) джнянинов. Указанная классификация присутствует только с точки зрения внешнего наблюдателя2.
П. Является ли тануманаси [утонченный ум] тем же, что и мумукшутва [жажда Освобождения]?
М. Нет. Шесть добродетелей, различение, бесстрастие и мумукшутва предшествуют первой стадии, именуемой шубхечча. За ней следует мумукшутва, потом приходит вичарана [поиск], а затем – тонкий ум. Прямое восприятие отвечает (стадии) саттвапатти [Само-реализация].
Нет необходимости обсуждать подобные подразделения. Дживанмукти и видехамукти по-разному описываются различными авторитетами. Иногда говорят, что видехамукти встречается, даже когда человек носит тело. Факт состоит в том, что мукти – другое имя для ахам ["Я"].
Семь джняна бхумик (стадий Знания) таковы: 1) Шубхечча [желание Просветления]; 2) Вичарана [слушание и размышление]; 3) Тануманаси [тонкий ум]; 4) Саттвапатти [Само-реализация]; 5) Асамшакти [непривязанность]; 6) Падармабхавани [абсолютное невосприятие объектов]; 7) Турьяга [за пределами слов].
Те, кто достиг последних четырех бхумик, называются соответственно Брахмавид, Брахмавидвара, Брахмавидварья и Брахмавидвариштха.
257. Один молодой человек из Диндигала, говоря с Шри Бхагаваном, сказал, что за несколько дней пребывания здесь понял, чmo ему требуется лишь вопрошать "Кто я?" Он хотел узнать, нужно ли соблюдать какой-либо режим, и начал с вопроса: "Где я должен проводить исследование?", имея в виду, должен ли он делать это в присутствии Учителя [Гуру саннидхи].
М. Исследование должно начинаться там, где имеется "я".
П. Люди трудятся для завоевания summum bonum1 жизни. Я думаю, что они находятся не на правильном пути. Шри Бхагаван выполнил