касается Милости, то она внутри вас, так как, будучи внешней, была бы бесполезна. Милость – это Атман, и вы никогда не выходите из сферы ее действия. Милость всегда здесь.
П. Я хочу сказать, что при вспоминании Вашей формы мой ум должен укрепляться и с Вашей стороны тоже обязан прийти ответ. Меня нельзя оставлять наедине с моими личными усилиями, которые, в конце концов, только слабы.
М. Милость есть Атман. Я уже говорил: "Если вы вспоминаете Бхагавана, то это подсказывает Атман". Разве Милость уже не здесь? Есть ли мгновение, когда она не действует в вас? Ваше вспоминание Бхагавана – предвестник Милости. Она – ответ, она – побудитель, она – Атман и она – Милость. Для беспокойства нет причины.
П. Могу ли я заниматься духовной практикой, даже оставаясь в сансаре?
М. Да, конечно. Именно это и следует делать.
П. Но разве сансара не является препятствием? Разве все священные книги не защищают отречение?
М. Сансара присутствует только в вашем уме. Мир не подтверждает свое существование, говоря: "Я – мир". В противном случае мир должен быть здесь всегда – не исключая и вашего глубокого сна. Поскольку в глубоком сне его нет, он непостоянен. Будучи непостоянным, мир не имеет запаса жизненных сил. Не имея запаса прочности, мир легко подчиняется Атману. Только Атман постоянен. Отречение – это неотождествление Я и не-Я. С исчезновением неведения не-Я перестает существовать. Это и есть подлинное отречение.
П. Почему же тогда Вы в юности покинули свой дом?
М. Такова была моя прарабдха [судьба]. Поведение человека в этой жизни определено его прарабдхой. Моя прарабдха предписала тот путь.
П. Но не должна ли также и я отречься от мира?
М. Если бы такова была ваша прарабдха, то этот вопрос и не возник бы.
П. Поэтому мне следует остаться в миру и заняться духовной практикой. Ладно, но смогу ли я получить Реализацию еще в этой жизни?
М. На этот вопрос ответ уже был. Вы всегда Атман. Серьезнейшие усилия никогда не терпят неудачи. Результатом будет непременный успех.
П. Не соблаговолит ли Махарши распространить Милость также и на меня?
(Махарши улыбнулся и сказал: "Да! Да!" С благословениями и приветствием эта беседа подошла к концу, и вся группа сразу уехала.)
30 сентября
252. П. Шри Рамакришна коснулся Вивекананды, и последний осознал Блаженство. Возможно ли это?
М. Шри Рамакришна вообще не прикасался, имея в виду эту цель. Он не создавал Атман. Он не творил Реализацию. Просто Вивекананда был подготовленным, зрелым. Он жаждал Осознания. Он уже должен был