это – чистое Бытие, т. е. Атман.
Тот, кто занят исследованием, начинает держаться за себя, и в процессе вопрошания "Кто я?" Атман становится ясным для него.
П. Может ли знание, обретенное в прямом опыте, быть утрачено впоследствии?
М. Кайвалья Наванита говорит, что оно может быть утрачено. Переживание, полученное, когда все васаны не вырваны с корнем, не может оставаться постоянным. Необходимо приложить усилия, чтобы искоренить васаны. Иначе после смерти наступает новое рождение. Одни говорят, что прямой опыт наступает после слушания Учителя; другие – после размышления; тогда как третьи считают, что он приходит после сосредоточения и также в результате самадхи. Хотя при поверхностном взгляде эти мнения выглядят различными, в конечном итоге они означают одно и то же.
Знание может оставаться непоколебимым только после искоренения всех васан.
29 февраля
166 [173]. П. Повелитель, как можно ослабить хватку эго?
М. Не добавляя к нему новых васан.
П. Никакое количество джапы не ослабило эту хватку!
М. Как так?! В должное время она ослабеет и исчезнет.
2 марта
167 [174]. Д-р Хэнд, американский джентльмен, спросил: Чтобы найти источник эго, имеются два метода?
М. Нет ни двух источников, ни двух методов. Есть только один источник и только один метод.
П. В чем разница между медитацией и поиском Себя, Атмана?
М. Медитация возможна, лишь если сохраняется эго, ибо тогда есть оно и объект для медитации. Это косвенный метод, потому что существует один только Атман. При розыске эго, т. е. его источника, оно исчезает, а то, что остаётся, – Атман. Это прямой метод практики.
П. Что же тогда я должен делать?
М. Держаться Я, Атмана.
П. Как?
М. Даже сейчас вы – Атман. Но вы путаете это сознание (или эго) с абсолютным сознанием. Такое ложное отождествление вызвано неведением. Неведение исчезает вместе с эго. Требуется только убить эго. Реализация уже здесь. Нет необходимости пытаться достичь Реализации. Ибо в ней нет ничего внешнего, ничего нового. Она присутствует всегда и везде, в том числе здесь и в данный момент.
3 марта
168 [175]. Г-н Субба Рао спросил: Последователи вишишта-адвайты говорят, что Атма Сакшаткара (Само-реализация) – это подготовительная ступень для Параматма Сакшаткары (Бого-Реализации). Это очень трудно понять.
М. Что такое Атма Сакшаткара? Имеются ли два Атмана, чтобы один осознал другого? Двух "Я" не существует. Сначала получите Атма Сакшаткару и тогда судите о том, что последует.
П. Бхагавад-Гита говорит, что есть Бог, чье тело составлено из