переживаний всё становится на свои места.
П. Нади успокаиваются при этом или они возбуждаются такими переживаниями?
М. Сначала они возбуждаются. При продолжении опыта он становится обычным и человек перестаёт возбуждаться.
П. При следовании безопасным курсом неприятностей быть не должно. Возбуждение не благоприятствует спокойному существованию и работе.
М. Блуждающий ум находится на ошибочном пути, только преданный ум – на верном пути.
19 января
132 [139]. Г-н Элаппа Четтияр, член Законодательного совета, из Салема, спросил: Достаточно ли обратить ум вовнутрь или мы должны медитировать на "Я есмь Брахман"?
М. Обращение ума вовнутрь является важнейшим делом. Буддисты считают поток "я"-мысли Освобождением, тогда как мы говорим, что такой поток исходит из основополагающего субстрата – единственного – Реальности.
Зачем медитировать "Я есмь Брахман"? Только уничтожение "я" есть Освобождение. Но этого можно достичь только постоянно имея в виду "Я–Я". Отсюда и необходимость исследования "я"-мысли. Искатель не сможет достичь пустоты, если не освободится от "я". В противном случае медитация закончится сном.
Всё время существует только одно "Я", но время от времени возникает ошибочная "я"-мысль, тогда как интуитивное "Я" (Я) всегда остается сияющим Своим Светом, т. е. даже до того, как Оно проявится.
Рождение этого грубого тела не равнозначно собственному рождению человека; с другой стороны, рождение эго и есть его собственное рождение.
Для Освобождения не надо приобретать ничего нового. Оно является исходным состоянием, которое к тому же остается неизменным.
133 [140]. П. Что такое Реальность?
М. Реальность должна быть всегда реальна. У Неё нет имен и форм. То, что лежит в их основании, и есть Реальность. Она кроется под ограничениями, являясь беспредельной. Она не ограничена и, будучи сама реальной, заслонена нереальностями. Реальность есть то, которое ЕСТЬ. Она такова, какая она есть. Она превосходит речь и лежит по ту сторону выражений "существование", "не-существование" и им подобных.
134 [141]. Тот же джентльмен, процитировав стих из Кайвальи, спросил: Можно ли утратить джняну, если она однажды была достигнута?
М. Однажды открывшаяся джняна требует времени, чтобы утвердить себя. Атман, несомненно, находится внутри прямого переживания каждого, но Он не таков, каким Его воображают. Он есть только то, что Он есть. Это Переживание – самадхи. Как огонь не обжигает при магических заклинаниях и других защитных мерах, но обжигает в иных случаях,