бодрствующего сна, которое есть то же, что и самадхи, но всё еще при бодрствовании, то сомнения не возникнут.
Самадхи – это естественное состояние человека. Оно представляет собой скрытое течение во всех трех состояниях (бодрствования, сновидений и глубокого сна). Атман не внутри них, но эти состояния находятся в Атмане. Если самадхи переживается при бодрствовании, то оно продолжается также и в глубоком сне. Различия между сознанием и бессознательным принадлежат только уму, который превосходится в состоянии истинного Я.
П. Правильно ли утверждение буддизма, что отсутствует непрерывная сущность, отвечающая представлениям об индивиральной душе? Согласуется ли это с идеей индуизма о перерождающемся эго? Является ли душа непрерывным существом, которое, согласно учению индуизма, перевоплощается снова и снова, или это просто груда умственных склонностей – самскар?
М. Истинное Я непрерывно и ничем не затрагивается. Перевоплощающееся эго принадлежит к более низкому плану, а именно – уму. Он превосходится Само-реализацией.
Перевоплощения соответствуют ложным боковым ответвлениям, а потому и отрицаются буддистами. Нынешнее состояние невежества обусловлено отождествлением Сознания [Чит] с неодушевленным [джада] телом.
130 [137]. Лакшман Брахмачари из Миссии Шри Рамакришны спросил: Можно ли вообразить себя свидетелем мыслей?
М. Это не является естественным состоянием. Это лишь идея [бхавана] – помощь в успокоении ума. Атман – всегда свидетель, независимо от того, представляем ли мы себе это или нет. Нет нужды в таком представлении, если нет той цели (успокоить ум). Тем не менее лучше всего оставаться собственным Я.
131 [138]. Финансовый секретарь из Майсура спросил: Полезна ли книга "Тайный Путь" Поля Брантона1 также и жителям Индии?
М. Да – она полезна для всех.
П. Тело, чувства и т. д. не есть Я. Это уже принято всеми нами. Но как практиковать это?
М. Трехэтапным методом, упомянутым в той книге.
П. Контроль дыхания необходим для исследования?
М. Не всегда.
П. В этой книге сказано: "Вмешивается пустота".
М. Да. Не останавливайтесь на ней. Выясните, для кого появляется эта пустота.
П. Говорят, что для преданных пустоты нет.
М. Даже там имеется скрытая стадия – лайя; через некоторое время ум просыпается.
П. В чем состоит опыт самадхи?
М. Он есть то, чем является. Для случайного наблюдателя это может показаться обмороком. Даже для самого практикующего опыт может показаться таковым в первых переживаниях. Но после нескольких повторных