большего таинства, чем это: бытием Реальности мы стремимся добиться Реальности. Мы думаем, что есть нечто, скрывающее нашу Реальность, и что оно должно быть уничтожено перед завоеванием Реальности. Это смехотворное заблуждение. Рассвет наступит, когда вы сами будете смеяться над вашими прошлыми усилиями. То, которое возникнет в тот день вашего смеха, уже присутствует здесь и теперь".
1 января
115 [122]. Целая толпа посетителей собралась здесь во время Рождества.
П. Как достичь Абсолютного Сознания?
М. Будучи Абсолютным Сознанием, как достичь Его? Ваш вопрос сам является ответом.
П. Что такое Атман (Я), анатман (не-Я) и параматман (Высочайшее Я)?
М. Атман – это истинная природа индивидуума [дживатман], а остальное – очевидно. Атман – всегда присутствует [нитьясиддха]. Каждый человек хочет познать Себя, Атман. Что ему требуется для этого? Люди хотят видеть Атман как нечто новое, но Он – вечен и остается таковым всё время. Они жаждут видеть Его в форме сияющего света и т. п. Как Он может быть таким? Он и не свет и не темнота [на теджо, на тамах]. Он – только то, что Он есть. Его нельзя точно определить, и наилучшим определением будет "Я семь то Я ЕСМЬ". Шрути говорят, что Атман имеет размер большого пальца, кончика волоса, электрической искры, что Он обширен, тоньше тончайшего и т. д. Но это только образы, а не обоснованные утверждения. Атман – это только Бытие, но отличное от реального и нереального; Он – Знание, но отличное от знания и неведения. Как Его вообще можно определить? Он есть просто Бытие.
Шри Бхагаван сказал, что из всех произведений Таюманавара он предпочитает одну строфу:
«Эго исчезает, и другое – "Я–Я" – самопроизвольно проявляется,
полное славы» и т. д.
Он опять процитировал из Скандар Анубхути:
"Не реальное и не нереальное; не свет, не темнота – Оно просто есть".
Кто-то из присутствующих сказал, что некий сиддха из Кум-баконама утверждал, что он преодолел дефекты системы Шри Шанкары, которая рассматривает только трансцендентное, а не повседневную рабочую жизнь. Человек должен быть способен использовать сверхчеловеческие силы в обыденной жизни, другими словами, должен стать сиддхой, чтобы прийти к совершенству.
Шри Бхагаван указал на одну строфу Таюманавара, которая порицает все сиддхи. Потом он сказал, что Таюманавар упоминает мауну много раз, но определяет её только в одном стихе. В нём говорится, что мауна – состояние, которое самопроизвольно проявляется после уничтожения эго. Это состояние лежит за пределами света