Э.С. Стулова

Даосская практика достижения бессмертия

человеком, а идет свободно сам по всему телу. Называется он 'выплавление воздуха'. Процедура, рекомендуемая учителем Янь-лином, такова: уединиться в тихой комнате, расслабить одежду, распустить волосы, лечь на чистую постель, вытянув руки и ноги. Сглотнув воздух, задержать дыхание как можно дольше, пока не станет невмоготу. 'Затемнить' солнце, чтобы оно не мыслило, и предоставить воздуху идти по своей воле. Когда же задерживать далее дыхание станет невыносимо, когда воздух будет стремиться выйти, надо открыть рот и выпустить его тихонько. Успокоив дыхание и приведя его в гармонию, следует снова приступать к 'выплавлению воздуха'. Заниматься этим ежедневно нельзя, лишь через интервалы в пять-десять дней.

Согласно рекомендациям, содержащимся в даосских сочинениях VIII- IX вв., 'эмбриональное дыхание' можно практиковать само по себе, но чаще оно является необходимой предпосылкой к 'выплавлению' и ведению воздуха. Весь этот комплекс называется 'употреблением воздуха'. Все рецепты 'употребления воздуха' предлагали вначале сделать ряд гимнастических упражнений, дабы 'расслабить тело'. Затем следовало сесть прямо и сделать три вдоха. Успокоить мысли и отвлечься от тела, успокоить дыхание. Затем тихо и легко выдохнуть нечистый воздух через рот и вдохнуть носом чистый. Повторить это шесть-семь раз. Таков порядок 'приведения воздуха в гармонию'. Когда гармония воздуха достигнута, а рот и нос 'закрыты и пусты', надо наполнить рот воздухом, а затем 'бить в небесный барабан' не менее 15 раз.

После этого сглотнуть воздух, как глотают воду и сосредоточить внимание на воздухе, который проходит в 'океан воздуха', где он и остается на длительное время. Через определенный промежуток времени процедуру сглатывания надо повторить и так до тех пор, пока не 'наполнится живот'. 'Наполнив живот' и 'освободив сердце' от суетных мыслей, следовало закрыть рот, массировать живот руками, чтобы заставить воздух циркулировать и проникнуть в нос. При этом нельзя сильно дышать, дабы не нарушить гармонии воздуха. После этого следует лечь в постель, вытянуть руки и ноги, несколько их расставив. Дышать носом, внимание сосредоточить на дыхании, заставляя воздух циркулировать по всему телу. Эта процедура называется 'заставить воздух циркулировать'. При этом предписывалось интенсивно двигать пальцами рук и ног, а также 'костями и суставами' до тех пор, пока не прошибет пот. Эта процедура называется 'проникновение воздуха'.

Процедуре дыхания сопутствовал целый ряд предписаний, которые слыли секретными, таинственными, и передавались изустно от учителя к ученику. В даосских сочинениях до периода Тан ничего не говорилось о внутреннем воздухе, речь шла лишь о внешнем воздухе. Как отмечают авторы, исследовавшие эту проблему, схема циркуляции воздуха в сочинениях дотанских и послетанских в основных чертах не различалась [25, c.231]. Внешний воздух - тот, что вдыхают носом и который затем опускается в почки и проходит все пять внутренних органов и шесть вместилищ: 'из длинной долины (т.е. носа) в темную область (т.е. почки) воздух проходит по пригородам и округам (т.е. по внутренним органам)'.

В известном сочинении Гэ Хуна 'Баопу-цзы' (начало IV в.) говорится, что практикуя циркуляцию воздуха, следует вдыхать носом и затем закрывать, запирать воздух, удерживая его в течение 120 ударов сердца, после чего осторожно выдыхать ртом. Вдох и выдох следует производить бесшумно и без напряжения, так, чтобы перо, помещенное перед носом или ртом, не шевелилось. При этом необходимо вдыхать большое количество воздуха, а выдыхать малое. По мере овладения этой практикой следовало увеличить интервал между вдохом и выдохом до тысячи ударов сердца, что должно было, по мнению автора, привести к омоложению старых.

'Хуан тин цзин' ('Книга желтого двора', III в.) - один из наиболее ранних трактатов о поисках бессмертия. Семи сложными стихами, в эзотерических терминах в нем последовательно и довольно подробно описаны способы достижения бессмертия: циркуляция воздуха, возвращение семени, увеличение его, питание и т.д. Согласно описаниям 'Хуан тин цзина', воздух следовало вдохнуть носом ('печкой'), провести через ворота, ключ от которых хранится у духов селезенки. Преодолев этот сложный барьер, воздух вели к нижнему 'полю киновари', где воздух встречался с семенем, смешивался и сублимировался в процессе плавления. В это время рот должен быть наполнен слюной. 'Выплавленные' воздух и семя проводят из нижнего 'поля киновари' в верхнее 'поле киновари', находящееся в голове. Это 'возвращение семени' (ниже мы подробнее