Э.С. Стулова

Даосская практика достижения бессмертия

обратного течения семени цзин автор книги считает наиважнейшим для 'выплавления золотой пилюли'. Отмечается важная роль правильного дыхания.

Сказанного достаточно, чтобы увидеть, что в рассматриваемом сочинении излагается тот же способ 'выплавления внутренней пилюли', что для достижения конечной цели рекомендуются те же промежуточные и вспомогательные процедуры: дыхательные упражнения, метод обратного течения (то же, что 'возвращение семени и питание мозга'), концентрация и медитация, соединение ци и цзин, выплавление цзин и получение из него ци, затем, в свою очередь, образование из него истинного духа (шэнь), а из него 'золотого цветка' (или 'золотой пилюли'), слияние с пустотой, превращение в бессмертного.

В свете изложенного кажется весьма правдоподобным предположение Дж. Нидэма о том, что книга 'Тай и цзинь хуа цзун-чжи' является сочинением тайной даосской секты Золотая пилюля (Цзиньданьцзяо) [27, c.144].

Сочинением другой тайной секты - Желтое небо (Хуантяньдао) - является 'Баоцзюань о познании буддой Пу-мином конечного смысла недеяния' [1; 37], написанное примерно столетием раньше рассмотренного выше. В нем также представлено смешанное, буддийско-даосское вероучение, изложены рядом даосские и буддийские представления, почитаются равно буддийские и даосские божества. Однако само учение в нем не изложено так систематически и последовательно, как это сделано в 'Тай и цзинь хуа цзунчжи'.

Концепции, описания, термины рассеяны по всему тексту, даны очень кратко, буквально одной фразой, иногда даны лишь одни наименования. Тем не менее, они дают возможность составить некоторое представление о том, в каком русле течет мысль автора. Так, наряду с упоминанием различных сторон и положений даосизма и буддизма, не имеющих прямого отношения к теме статьи, в баоцзюань встречаются термины и представления, за которым и стоят процедуры и рекомендации, рассмотренные нами выше.

Главная цель учения, изложенного в 'Баоцзюань о познании буддой Пу-мином конечного смысла недеяния', это спасение. Способы достижения спасения рекомендуются самые разнообразные. Это и даосские и буддийские способы и приемы, обеты и обряды, это и само приобщение к проповедуемому учению, и наставления мудрого учителя. Часто эти рекомендации перемешаны самым причудливым образом, так что достижение Чистой земли будды Амитабы оказывается вполне возможным при помощи даосской пилюли бессмертия. Здесь мы не будем говорить о путях спасения, предлагаемых буддизмом, а обратимся к тем, которые рекомендуются даосизмом и представлены в баоцзюань.

Так, по упоминаниям и описаниям можно видеть, что в бао-цзюань рекомендовались такие способы спасения и достижения бессмертия, как дыхательная и двигательная гимнастика, сексуальная практика и 'выплавление внутренней пилюли'. Способ 'возвращения семени и питания им мозга', почитаемый даосами наиважнейшим для обретения бессмертия путем сексуальной практики, в баоцзюань лишь называется, но никак не описывается. Более подробно рассказывается о 'выплавлении золотой пилюли' в следующем стихотворении:

Совершенствуясь, необходимо

собрать прежнее небо,

[Тогда] множество семени и воздуха

проникнет в священную сокровенность.

Соединены четыре формы в едином теле,

В истинном огне пяти первоэлементов

плавится золотая пилюля.

Стихии инь и ян сливаются -

только тогда это Путь.

Девица и младенец

вместе спят.

Слева синий дракон,

которого людям не покорить,

Справа белый тигр -

поистине, он свиреп.

Между ними оказался

истинный бессмертный,

Схватил обеими руками,

уложил их вместе.

Дракон исчез, чувство появилось,

тигр самоуспокоился,

Два начала соединились -

завязалась золотая пилюля.

Вверху золотой господин,

он ян-отец,

Внизу желтая госпожа,

она питает зародыш бессмертного.

[Благодаря ему] покинете пять первоэлементов,

а также и четыре формы,

[Исполнив] сорок восемь обетов,

превратитесь в мудрых и добрых.

Культивируя истину, питая природу,

Собирайте прежнее небо.

Множество семени и воздуха станет целостным.

Прозрачное тело просвечивать станет,

Четыре формы тогда завершатся.

В истинном огне пяти первоэлементов

Выплавится золотой бессмертный.

Синий дракон, белый тигр -

В них сокровеннейшее из сокровенных. [37, c.43-45].

В тексте много упоминаний о 'золотой пилюле': достаточно одного зерна 'возвращающей пилюли', чтобы попасть в круг бессмертных; 'золотая пилюля' сокрыта в девяти кругах плавления; с помощью 'возвращающей пилюли девяти оборотов' можно достичь Яшмового пруда, т.е. обители бессмертия, и т.п. В приведенном отрывке