недостаточно для подлинного успеха. Древний разум, усилия которого
вылились в форму высокой идеалистической, рационалистичес-кой, эстетической,
этической и религиозной культуры, добился лишь несовершенной дисциплины
витального человека и его инстинктов - тогда как зачастую за внешним лоском,
блеском, красивым фасадом и показными манерами скрывался первобытный
неотесанный дикарь. Современный разум, пытающийся добиться всестороннего,
основательного, эффективного рационального и утилитарного просвещения и
организации человека и его жизни, преуспел в этом ничуть не больше, несмотря
на свои решительные, но всегда невыполнимые обещания достичь более
совершенных результатов в будущем. Эти попытки и не могут увенчаться
настоящим успехом, если наша теория жизни верна, если эта огромная масса
витальной энергии сама в себе содержит непроявленное супрарациональное, если
за ее хаотичными импульсами скрывается (а в этом случае неизбежно
скрывается) инстинктивное стремление к чему-то божественному, абсолютному и
бесконечному. Здесь также разум должен быть превзойден или должен сам
превзойти себя и стать переходом к Божественному.
Первый признак нисхождения супрарационального в какую-то часть нашего
существа - это формирование абсолютных идеалов; и поскольку жизнь есть
Существо и Сила, а божественное состояние бытия есть единство, а
Божественное в аспекте силы есть Бог как Сила овладевающая, значит,
абсолютные витальные идеалы должны иметь такую же природу. В этих идеалах
нигде нет недостатка. Если мы возь-мем семейную и социальную жизнь человека,
то найдем там несколько разных намеков на них; но нам нужно обратить
внимание (сколь бы несовершенные и неясные формы ни принимали эти идеалы в
наше время) только на усилия любви прийти к самопостижению, на ее стремление
достичь своего абсолюта - абсолютной любви мужчины и женщины, абсолютной
материнской, отцовской, сыновней, дочерней или братской любви, любви
дружеской и товарищеской, любви к родине, любви к человечеству. Эти идеалы,
которые с таким постоянством во все века воспевали поэты, являются не просто
красивыми словами и иллюзией, как бы ни противоречили им с виду эгоизм и
дисгармония нашей инстинктивной, инфрарациональной жизни. Всегда отмеченные
несовершенством или встречающие противодействие витальных импульсов, они все
равно остаются божественными возможностями и могут ст