Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 1)

самоформирования; он постоянно был вынужден

превращать это низшее животное или полуживотное существование с

несовершенным самосознанием в субстанцию разумного существования: инстинкты

- в идеи, импульсы - в упорядоченные действия разумной воли. Но поскольку

человек совершал свой путь от невежества к знанию через долгий труд

самопознания и установления господства над своим многоплановым существом и

окружающей средой и поскольку его интеллект не способен всесторонне постичь

всю человеческую природу в целом и претворить в действие все множество

человеческих возможностей, ему пришлось продвигаться вперед медленно и

неравномерно, осуществляя отдельные эксперименты, создавая различные виды и

типы, постоянно колеблясь между различными возможностями, которые

открывались перед ним, и различными элементами, которые нужно было привести

в гармонию.

Человеку не только приходилось постоянно изобретать новые способы

гармонического сочетания различных элементов своего сущест-ва - физических,

витальных, практических и динамических, эстетических, эмоциональных и

гедонистических, этических и интеллектуальных - но каждый из них еще

требовал упорядочения в сфере своей собственной, присущей только ему

деятельности. В области этики человек разрывается между различными

нравственными тенденциями: справедливость и милосердие, забота о себе и

альтруизм, личный рост и самоотречение, стремление к власти и стремление к

любви, моральный закон деятельной жизни и моральный закон квиетизма. Эмоции

необходимы для развития человека, и чрезвычайно важно давать им волю для

того, чтобы богатая человеческая природа могла раскрыться во всей своей

полноте; однако человек постоянно вынужен сдерживать и подавлять их, и,

кроме того, он не располагает никаким надежным принципом, которым мог бы

руководствоваться в этой сложной двойственной ситуации. Его гедонистический

импульс находит применение в разных сферах деятельности, служит разным целям

и идеалам самоудовлетворения. Его эстетическое наслаждение, его эстетическая

творческая сила под давлением интеллекта создают для себя различные законы и

формы выражения - причем каждый закон и каждая форма пытается навязать себя

в качестве высшего критерия; но если признать подобные притязания, то

несправедливое господство какого-то одного эстетического критерия обеднило и

ограничило бы творческие способности человека и счастье, которое он получает

при их реализации. Его политическая и общественная жизнь представляет собой

ряд предприятий и экспериментов в широком диапазоне возможностей:

автократия, монархизм, военная аристократия, финансовая олигархия, явнаяили

завулированная плутократия, псевдодемократия всех видов - буржуазная или

пролетарская, индивидуалистическая, коллективист-ская или бюрократическая -

имеющая в перспективе социализм, за которым неясно вырисовывается анархизм;

и все эти формы политического строя отвечают некой истине человека как

социального существа, некой потребности его сложной общественной природы,

некому присущему ей инстинкту власти, который требует той или иной формы для

своего осуществления. Человечество преодолевает эти трудности по велению

заключенного в нем духа, постоянно создавая новые вариации типов - типов

характера и темперамента, типов практической деятельности, эстетического

творчества, политического и общественного строя, этического закона,

интеллектуальной мысли - которые варьируют от чистых до смешанных и

находятся в простой или сложной гармонии друг с другом; каждый из них в

отдельности и все вместе взятые суть результаты множества экспериментов на

пути индивидуального и коллективного самоформирования в свете прогрессивного

и растущего знания. Это знание определяется рядом противоречивых идей и

идеалов, вокруг которых группируются полученные в ходе экспериментов типы:

каждый из них постепенно развивается до предела во всей своей чистоте, а

затем вновь смешивается и объединяется с наибольшим возможным числом других

таким образом, чтобы образовать некую более сложную форму и вызвать к жизни

более плодотворную деятельность. Каждый тип, в свою очередь, неизбежно

разрушается, чтобы уступить место новым типам, и каждая комбинация отмирает,

давая возможность появиться новой комбинации. В результате увеличивается

накопленный опыт